Учебный блог — статьи об образовании, учении и обучении

Учебный блог. Презентации

В этом разделе публикуются статьи на образовательную тематику: использование информационных технологий в обучении, новых методик и достижений в сфере образования.

Материалы будут интересны преподавателям и студентам, ученикам, их учителям и родителям.

Если Вы используете материалы блога в своих работах (статьях, пособиях и т.п.), обязательно ставьте ссылку на источник. Статьи защищены авторским правом и распространяются по лицензии Creative Commons.

ИнформацияСвидетельство за публикацию в учебном блоге

Вы можете заказать свидетельство о публикации за авторские статьи.



Етістіктен өткенді қайталау

Автор: Октаубаева Атина Джакпековна, учитель казахского языка и литературы 

Тақырыбы Етістіктен өткенді қайталау

Мақсаты 1.Білімділік Етістіктен алған білімдерін бекіту, тиянақтау.

Читать полностью
 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса

Автор: Акчурина Залифа Ганиевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ д.Башкирская Ургинка

Описание: рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки, оценки достижения планируемых результатов, календарно-тематическое планирование.

Читать полностью
 

Интерактивные формы и методы обучения на уроках математики – ключ к формированию творческой личности школьников

Автор: Шмидт Наталья Александровна, учитель математики МОУ СОШ с.Родничок Балашовского района Саратовской области

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение - ннтересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Читать полностью
 

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Автор: Федюшкина Наталья Илларионовна, учитель начальных классов МБОУ "Лицей №6"

Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.

Читать полностью
 

Афинская демократия при Перикле

Автор: Напалкова Татьяна Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ "Зеленецкая СОШ"

Цели урока

Подвести учащихся к пониманию того, что, с одной стороны, афинская демократия носила ограниченный, рабовладельческий характер: демос, правящий государством, представлял собой сравнительно небольшой замкнутый коллектив граждан. С другой стороны, эта демократия явилась наивысшим показателем политического развития всего греческого мира.

Читать полностью
 

План-программа социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Автор: Полегаева Татьяна Николаевна, педагог-психолог детский сад №6

Данная программа для детей 3-7 лет разработана на основе программ: «Я, Ты, Мы» по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, «Давайте поиграем!» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной, «Волшебные обводилки» Программа формирования графомоторных навыков под редакцией Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., «Социально-личностное развитие дошкольников» автор составитель Л.А.Загуменная.

Читать полностью
 

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста

Автор: Савенкова Лидия Кабилжановна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №9 г.Мценска

Психическое развитие детей раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов.

В методической литературе встречается широкий спектр игр и игровых упражнений по данной проблеме, которые с удовольствием используются педагогами с детьми младшего дошкольного возраста.

Читать полностью
 

Поможем ученику выбрать стратегию своей деятельности (от «четырёхбальной» - к процентной)

Автор: Башмаков Андрей Анатольевич, учитель физики МБОУ "Малышевская СОШ"

В статье анализируются недостатки применяемой в школе системы оценки знаний, обосновываются преимущества процентной системы контроля, описывается технология осуществления рейтинговой системы на уроках физики на основе обобщения практического опыта. 

1.  Недостатки применяемой в школе системы оценки знаний

Существующая в настоящее система оценки знаний по существу является четырехбальной. Это лишает ее гибкости в оценивании знаний. Ученики, имеющие одну и ту же оценку, могут иметь заметно отличающиеся знания. Кроме того, сложилось традиционное деление учеников на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В полугодовых и годовых отчетах классные руководители подают сведения об их числе, о числе учеников с одной тройкой, одной четверкой и т.д. «Отличник», «троечник» - это как клички, как ярлыки, которые приклеиваются  к ученикам, которые они всеми силами стараются либо сохранить, либо от которых они пытаются всеми способами избавиться. Очень распространено стремление учеников «исправить» ту или иную оценку, чтобы, например, из троечника стать хорошистом, а из хорошиста превратиться в отличника. То есть имеет место выколачивание оценок любыми способами. Не совсем понятно, почему данная система оценивания начинается с двух баллов, а не с 0. То есть, почему приравниваются оценки учеников, которые вообще не сдали работу, к оценкам тех, кто выполнил хотя бы некоторую часть работы?

Выставление итоговой оценки тоже вызывает некоторое недоумение. Действительно, если ученик имеет оценки 3,4,3,4, то он затребует оценку «4», а если в его активе оценки 4,3,4,3, то он наверняка скажет: «А можно мне исправить?» И мало убедительно выглядят доводы учителя, что, мол, 3 стоит за контрольную работу, а 4 получена лишь за ответы с места. Нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда учеником пропущена значительная часть уроков, в том числе и уроков с промежуточным, а то и итоговым контролем. Однако, как правило, итоговая оценка выставляется по имеющимся оценкам без учета пропусков. Кроме того, при поступлении в институт далеко не всегда оценки ставят по «пятибальной» системе. Все эти неувязки наводят на мысль о введении более гибкой системы контроля, которую можно назвать рейтинг-контролем или многобальной системой контроля и учета знаний.

2. Основа рейтинговой системы

Из анализа литературы по данному вопросу можно выделить два основных вида  рейтинга: бальный и процентный.

Суть бальной системы заключается в том, что за отчетный период нужно выполнить определенное заранее запланированное число работ, каждая из которых оценивается тем или иным числом баллов. Число работ и баллов, следовательно, строго регламентируемые величины. Рейтинг ученика определяется количеством набранных баллов. Так как официально в школе принята пятибалльная система, то полученные баллы соответствуют той или иной отметке.

В процентной системе не требуется предварительного планирования объема контроля и нет общей суммы очков, которую можно набрать. Главная идея этой системы заключается в том, что рейтинг ученика определяется процентом набранных баллов от числа баллов, которое можно было набрать.

Такая система предполагает как итоговый, так текущий и промежуточный контроль. При каждом виде контроля заранее определяется число очков, которое можно набрать и которое заранее объявляется. Количество очков, набранное за данное задание, выставляется в тетрадь контроля и классный журнал. Тетрадь контроля представляет собой тетрадь, в которой записывается количество очков, которое получил каждый ученик за каждый вид заданий, а также число очков, которое за каждое задание можно было получить .

Если, например, за самостоятельную работу ученик набрал 6 очков из 8, то это 75%. Если бы в стране была повсеместно принята рейтинговая система, то на этом процесс оценки бы закончился. Но так как приходится в конечном итоге переводить проценты в пятибалльную систему, то необходимо предварительно ввести шкалу перевода процентов в 5-бальную систему. Принята следующая шкала:

90% и более – отметка 5;
от 75% до 90% – отметка 4;
от 45% до 75% – отметка 3;
менее 45% – отметка 2.

Так как ученик имеет доступ к журналу и тетради контроля он всегда может подсчитать свой рейтинг и определить отметку на текущий момент. По мере выполнения заданий число полученных баллов и число баллов, которое можно получить, суммируется, подсчитывается процент и приводится в соответствие оценка. Ученик непрерывно может отслеживать свое положение, контролировать ситуацию и принимать соответствующие меры.

3. Осуществление рейтинговой системы

3.1. Фронтальный опрос  происходит практически ежедневно, обычно по домашнему заданию, по изучаемой и ранее изученным темам. Здесь за правильный ответ с места ученик получает одно очко, за отсутствие ответа или неправильный ответ – ноль очков. За ответ с недочетами – 0,5 очка. При фронтальном опросе в первую очередь спрашивается тот ученик, у которого меньше всего ответов. Как только у всех накопится по пять ответов выставляется то количество очков, которое ученики сумели за пять ответов набрать. Эти очки выставляются в тетрадь контроля, журнал и заносятся в компьютер. Количество баллов, которое можно получить за пять ответов, естественно, равно пяти. Если ученик набирает, например, 3,5 очка, то округление идет в его пользу (до 4).

При фронтальном опросе ученик может получить от 0 до 5 очков. Здесь отчетливо прослеживается разница между 0 и 2 очками. Хотя и тот и другой балл соответствует оценке «два», но 0 очков – это 0%, а 2 очка – это 40%. И если в следующей серии из пяти ответов оба получат по три очка, то у первого ученика будет в сумме 3 очка, т. е. 30% и он по-прежнему претендует на оценку «два», а второй будет иметь 5 очков, т. е. 50%, и он претендует на оценку «три». Причем, как видно, неважно, когда ученик получает 3 очка и когда 2 очка: в сумме все равно будет 50%.

3.2. Индивидуальный опрос

В тетрадь контроля заносятся также различные виды индивидуального контроля. Один из таких видов – индивидуальный ответ на основные вопросы темы. Обычно один ученик отвечает на 8 вопросов. За каждый неправильный ответ или его отсутствие с отвечающего снимается одно очко. За неточный ответ снимается 0,5 очка. Если ученик набирает 5 штрафных очков, не успев ответить на 8 вопросов, то он досрочно «снимается с дистанции». В его активе образуются 5 нулей. Очки, полученные таким образом приплюсовываются к очкам, полученным при фронтальном опросе. За безошибочный ответ на все вопросы ставится 5 очков.

Подобным образом выставляются очки при проверке знания единиц измерения  физических величин и их буквенных обозначений.

При ответе у доски на теоретический вопрос (вывод формул, уравнений, рассказ о явлениях) заранее оговаривается , за что и сколько баллов можно получить. Обычно такой ответ оценивается исходя из 5 баллов. Однако при глубоком и полном ответе можно получить и большее количество очков причем из 5-ти возможных. Т.е. ученик получает так называемые премиальные очки, которые образуют премиальный фонд. Премиальные очки заносятся в специальную графу книги контроля. О них пойдет речь ниже.

Стоимость домашней задачи объявляется заранее и колеблется обычно в пределах от 3 до 5 очков. Домашнее задание, связанное с задачами обязательно комментируется с точки зрения стоимости различных задач, а также дифференцируется в соответствии со способностями учащихся. В конечном итоге это означает, выполняя на доске несложную задачу, ученик средних способностей при правильном ее решении получает 3 очка из 3 возможных, т.е. имеет 100- процентный результат за ответ. При этом ученик, выполняющий стандартную задачу, получает 5 очков из 5, т.е. имеет тоже 100-процентный результат. Казалось бы первый ученик заработал свои 100% более легким путем, но на самом деле это не так. Рейтинговая система «помнит» предысторию. Если, например, до этого у них было по 2 очка из 4, то теперь у первого стало 5 очков из 7, т. е. 71%, и он претендует только на оценку 3. Второй ученик после решения задачи имеет 7 очков из 9,  то есть у него 77% , и он претендент на оценку 4.

К индивидуальным ответам относится также укороченный тест, в котором содержится 5-6 вопросов. Он оценивается также как и другие индивидуальные ответы: за каждый неправильный ответ снимается одно очко, а максимальное число баллов равно пяти.

С самого начала учебных занятий с применением рейтинг-контроля ученикам внушается мысль, что плохой ответ лучше никакого, и за каждое очко нужно бороться. Уместно напомнить, что отказ отвечать у доски – это пять нулей, а плохой ответ может стоить 1-2 очка. Так что ноль и два это разные очки.

3.3. Лабораторная работа

Лабораторная работа оценивается обычно 6-8 баллами. При этом учитывается и практическое выполнение задания и оформление работы. Так при изучении законов параллельного соединения, где нужно собрать для измерения токов и напряжения  4 цепи, за каждую ошибку при сборке снимается одно очко. Начисление очков за отчет не отличается от обычного начисления очков за письменную работу. Т.к. лабораторные работы выполняются парами и пользуются повышенным интересом, то они являются одним из средств повышения рейтинга.

3.4. Контрольная работа.  

Контрольная работа – это та форма проверки знаний, за которую можно получить наибольшее количество очков. Как правило, контрольная работа оценивается исходя из 15 – 25 очков, поэтому результат, полученный при выполнении такой работы, имеет очень большее значение. Высокий результат резко повышает рейтинг, а низкий результат ведет к значительному его снижению. Так как стоимость контрольной работы значительно выше стоимости других форм контроля, то совершенно очевидно, что оценки за них не равноценны. Например, если ученик имеет за устный ответ 5 очков из 5 возможных, что соответствует оценке «5», а за контрольную работу получил 10 очков из 20 возможных, что соответствует оценке «3», то в промежуточном итоге он имеет 15 очков из 25 возможных. Это соответствует оценке «3». Рассмотрим другой пример. Если ученик имеет за устный ответ 3 очка из 5, то его оценка по 5-бальной системе естественно «3». Но если этот ученик набрал в контрольной работе 16 очков из 20, что соответствует оценке «4», то в промежуточном контроле у него 19 очков из 25 или 76%, что соответствует оценке «4». Проанализировав полученные результаты с точки зрения 5-бальной системы, любой учитель поставил бы в первом случае оценку «4», что явно не соответствует действительности, а во втором случае поставили бы тоже «4», хотя кое-кто посмотрел бы, что стоит сначала: «3» или «4». Это лишний раз подчеркивает, что рейтинговая система более объективно оценивает знания.

3.5. Промежуточный и итоговый контроль

В течение полугодия осуществляется несколько промежуточных контролей, каждый из которых соответствует завершению той или иной темы. Промежуточный контроль учитывает результаты всех изученных на данный момент тем, следовательно, является накопительным контролем. Этот вид контроля вызывает повышенный интерес у учеников. О том, что результаты промежуточного контроля будут вывешены, объявляется заранее. Мысль о том, что оценка, которая стоит в листе контроля, является той, на которую ученик претендует в настоящий момент времени, внушается ему непрерывно на протяжении всего времени обучения. К этой мысли большинство привыкает и правильно относится к своим результатам. Промежуточный контроль при недостаточно высоких результатах стимулирует усиление учебной деятельности. Ученик видит свое место среди товарищей.

Итоговый контроль осуществляется в конце полугодия и учебного года. На его основании выставляются оценки в журнал и дневники. Нередко бывают случаи, когда ученику недостает до более высокой оценки нескольких процентов (не более 5). В таком случае с его согласия недостающие очки даются ему «взаймы». Эти очки отнимаются у него в следующем полугодии. Оценка за год выставляется на основании очков, набранных за весь год, а не на основании полугодовых оценок.  

 3. 6. Премиальный фонд

Премиальный фонд создается для стимуляции учебной деятельности. При различных видах контроля ученик получает очки из определенного количества возможных очков (например, 15 из 20 на контрольно     й работе). Премиальные же очки являются дополнительными к набранным. Возможности для получения таких очков весьма разнообразны. Приведем в качестве примера некоторые из них. Это изготовление и ремонт приборов и таблиц. Это участие в олимпиадах. Все очки, полученные на районной олимпиаде, добавляются к уже набранным очкам. Призеры олимпиады практически обеспечивают себе высокую оценку за полугодие и даже за год. В контрольном тесте дается 10 вопросов, то есть можно набрать 10 очков, а в графу возможных очков ставится 9. Значит, можно набрать 10 очков из 9 возможных. Следовательно, 1 очко является премиальным. Активное и, конечно, правильное решение задач на уроке также поощряется премиальными очками, особенно, если речь идет о качественных задачах. Поощряется премиальными очками решение дополнительных задач.   

Можно привести и другие примеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение рейтинговой системы

А) Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.

Б) Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в школе.

В) Стимулирует как обязательную так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

Г) Позволяет снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка времени.

Д) Возрастает роль текущего и промежуточного контроля (опросы, тесты, самостоятельные работы).

Е) Позволяет обращать внимание на незначительные ошибки при выполнении заданий.

Ж) Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников и хорошистов. Вместо них появляются первый ученик, десятый, двадцатый. При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему совсем не так уж надо много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен.

З) Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности.

 
<< Начало < 1 2 3 4 6 8 9 10 > Последняя >>

Страница 6 из 27