Использование метода наглядного моделирования в процессе коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в связной речи

Автор: Маковей Людмила Григорьевна, учитель-логопед МБДОУ д/с "Тополёк" г.Волгодонск

В логопедической практике встречаются дети не только с разным уровнем речевого развития, но и разного возраста с разными психофизическими и личностными особенностями. Задача логопеда - подготовить ребенка к школе так, чтобы состояние речи соответствовало возрастной норме. Это является важным условием благополучной адаптации в обществе,  успешной учебной и  коммуникативной деятельности.

Значимым моментом в процессе речевой коррекции является поэтапная автоматизация исправленных звуков, постепенное привыкание ребенка к новому произношению. Но, как показывает практика, у большинства детей возникают трудности по причине недостаточной сформированности фонематического слуха, особенностей строения артикуляционного аппарата и попросту укоренившейся привычке дефектного произношения. Основываясь на принципе от простого к сложному, мы преодолеваем длинный путь по закреплению звуков в речи: от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Поскольку рассказывание является подготовкой к переходу в свободную речевую деятельность, то этот вид работы требует особенного внимания. Необходимо научить детей не только правильно выговаривать поставленные звуки в ходе повествования, но и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Одним из факторов, облегчающих процесс коррекции связной речи, является наглядность, представленная в виде мнемотаблиц. Это модели рассказов, в которых  содержание передается схематически в максимально доступном для детей виде. Использование мнемотаблиц позволяет детям быстрее и легче запоминать и воспроизводить  текст.

docxСкачать полный текст работы.