Проблема речевого развития старшеклассников
Cтатья с рассмотрением проблемы речевого развития старшеклассников в структуре учебного процесса.
В настоящее время проблема развития культуры речи старшеклассников является чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов.
1) Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена.
2) Гуманизация и гуманитаризация современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития.
3) Настоящая социокультурная ситуация показывает значительное снижение уровня речевой культуры молодежи. В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, ее усеченность – на уровне построения высказывания, небрежность – на фонетическом и морфологическом уровнях. Происходит явное снижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Интенсивный рост заимствований и употребление жаргона в последние десятилетия в значительной степени определяют речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века.
4) Программа по совершенствованию культуры речи, так называемая Программа элективного курса «Культура русской речи», которая может реализоваться в старших классах школы, занимает небольшое количество часов, а именно 68 часов, 2 часа в неделю, отличается недостаточно выраженной коммуникативной направленностью, а также некоторой разобщенностью между теоретическими знаниями в области культуры речи и конкретными коммуникативными ситуациями.
Автор: Морозова Анастасия Анатольевна
Учитель русского языка и литературы Косихинский лицей профессионального образования
Дата публикации: 29.10.2015