Система методической работы учителя географии

Автор: Михеева Ольга Викторовна, учитель географии МБОУ «СОШ № 46» г. Краснодар

Я очень люблю и свою профессию, и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа — открывать мир. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.).

Я считаю, что главная моя цель — привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.

Обучение предмету, прежде всего, преследует цель передачи знаний, ознакомления школьников с новыми для них фактами, теоретическими основами науки. Поэтому образовательная цель обучения географии заключается в познании Земли, земной поверхности, тех объектов, которые на ней находятся, и происходящих явлений. С этой точки зрения учителя можно сравнить с Прометеем, который несет огонь знаний в сердца, стремится показать суть рассматриваемых явлений, вскрыть недосягаемые до этого времени тайны природы и общества.

Образовательная цель превалирует при изучении предмета, но, обучая, мы еще и воспитываем. Часто на своих уроках мы стремимся лишь дать как можно новых знаний, забывая о том, что знания должны оказывать воздействие на сознание человека, доходить до глубины его души, а затем претворятся в новые идеи, поступки, мысли. Воспитательная цель изучения географии состоит в формировании личностных качеств школьников. Наиболее важными компонентами воспитания на уроках географии, по моему мнению, могут быть экологическая, экономическая и гражданская составляющая.

Изучая объект природы и общества, стараюсь подчеркнуть их хрупкость перед воздействием человека и его производственной деятельностью, формирую потребность задуматься о необходимости бережного отношения к ним и недопустимости их исчезновения с поверхности нашей планет. Знакомя школьников с различными народами, их религией, бытом, традициями обязательно подчеркиваю их равноправие между собой. Формирование толерантности по отношению к представителям других народов, религий, культур является одной из важнейших воспитательных задач географии, тем более в условиях нашей многонациональной республики.

Развивающая цель обучения географии состоит в том, чтоб показать учащимся непосредственное использование полученных ими знаний в различных жизненных ситуациях. Развивающий потенциал географии заключается в том, что школьники овладевают непосредственно на уроках в ходе изучения предмета многими умениями. К ним можно отнести умение ориентироваться на местности, вести наблюдение за природой, знать и читать географическую карту, правильно вести себя в случае стихийных бедствий, оперировать статистическими данными.

Современный преподаватель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методами обучения, и новыми технологиями. А каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.
  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения.
  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мой добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».
  • организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
  • заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.

Урок — часть жизни ученика, поэтому главное на уроке — воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?

Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

  • единая логическая деятельность учителя и учащихся.
  • рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.
  • увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.
  • умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

При проведении уроков стараюсь использовать нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.

Другая не менее интересная форма проведения уроков — игры.

Для учащихся средних и старших классов игра — прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся — логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний, и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.

Особой формой обучения являются практические работы, позволяющие не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника. В процессе проведения практических работ на местности стараюсь сформировать и развивать такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. В отдельную группу выделяю практические работы по формированию умений работать с физической картой. При выполнении этой группы работ постепенно формирую у учащихся умения самостоятельно читать физическую карту полушарий, России, определять положение разных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты. В процессе выполнения практических и самостоятельных работ формируются умения использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знания основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей республики.

В условиях введения профильного образования актуальна проблема противоречия большого объема материала и перегрузки школьников. Поэтому в 9-10 классах считаю целесообразным применение лекционно—семинарской системы обучения с использованием логических опорных конспектов (ЛОК). При их составлении были использованы идеи В.Ф. Шаталова, а также учтен собственный практический опыт. В основу разработок положены смысловые блоки, которые отражают логику изучаемого материала и позволяют сосредоточить внимание на главных вопросах курса.

ЛОК — это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры его изложения учителем. Как показывает мой опыт, материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается учащимися 9-10 классов более осмысленно и допускает широкий перенос его на новые ситуации. Структурирование материала сопровождается комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайным навыком необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.

Вот некоторые правила, выработанные на основе собственного опыта использования ЛОК:

  • конспект урока целесообразно отображать синхронно с изложением материала.
  • по мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в рабочей тетради, что способствует восприятию лекции в структурно-логической последовательности и в единстве.
  • фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем. Присоединение к зрительной памяти еще и моторной является моментом чрезвычайно важным при изучении учебного материала.
  • составляя ЛОК в ходе изложения содержания лекции, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах

Проверка и контроль знаний — обязательное условие результативного учебного процесса. На своих уроках акцентирую внимание учащихся на результатах обучения, целенаправленно формирую их. При этом считаю целесообразным использование тестового контроля как обучающего и корректирующего. Стараюсь так составить задания, чтобы протестировать не только выученные (часто вызубренные) учащимися знания, но и проверить, насколько он способен реально применить эти знания при выявлении причинно-следственных связей, решении задач по аналогии. Составляя тестовые задания, не ограничиваюсь тестовыми строками, а требую также дорисовать что-либо на контурной карте или рассчитать по формуле. В этом случае задание из тестов превращаются уже в полноценные контрольные задания.

В настоящее время одним из направлений реформирования образования является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ. В соответствии с задачами модернизации образования, основными положениями концепции профильного обучения, с учетом современных изменений в географическом образовании и специфики предпрофильной подготовки учащихся, мною был разработан элективный курс для учащихся 10 класса «Политическая карта мира». Программа является предметно-ориентированной, так как углубляет знания курса по теме «Политическая карта мира». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, позволяет углубить знания учащихся о странах мира. Изучая этот курс учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды тематических карт, анализировать статистические данные, решать расчетные задачи.

Важнейшим подходом в преподавании географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного опыта школьника, основанного на изучении родного края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности.

Метод проекта используемый во внеклассной работе с учащимися способствует актуализации знаний, умений, навыков учащихся, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, творчестве. Особую ценность представляют в этом плане социальные проекты. Так, учащиеся 10 «а» класса провели перепись населения школы. Ребята, составив переписной лист, провели опрос учеников 5-11 классов.

Собранная и обработанная информация стала основой проекта «Какие мы разные (школьная перепись населения)», ставшего лауреатом в рамках краевой научно — практической конференции «Эврика» Малой Академии наук Кубани.

Другой не менее важной формой выявления и формирования творческих наклонностей у детей является участие в олимпиадах, в которых познание совершается свободно, по внутреннему побуждению. Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей является потребностью школьников. Олимпиады, воздействуя на мотивационную сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных географических знаний. Важно, как можно раньше привлечь ребят к участию в географической олимпиаде. Уже начиная с 6 класса наиболее активные учащиеся участвуют в олимпиаде, а с 9 класса победители школьного тура принимают участие в муниципальном туре олимпиады по географии. Успешному выступлению на олимпиадах предшествует очень тщательная подготовка, решение самых различных по структуре заданий, работа с географической картой. Стабильные знания, нестандартность мышления, творческий подход к решению задач стали залогом успеха таких учеников как Литвиненко Валерии, Скалацкого Анатолия, Мкртычева Эдуарда, Борецкого Ярослава, Стерпу Михаила. Для меня, как учителя, отрадно, что выйдя из стен школы эти ребята свое будущее связывают с географией. Я надеюсь, что мои ученики, изучая географию, не только открывают для себя мир разнообразной природы, жизни и быта людей в ней, а открывают себя, свои возможности, таланты, победы над собой в этом мире, воспитывают новое отношение к себе.

Образование — это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.

Человек измеряется временем, в котором он живет, делами, в которых воплощается.