Развитие творческих способностей младших школьников в внеурочное время в рамках ФГОС в внеурочной деятельности

Автор: Диженина Наталья Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар Пронинский филиал Клявлинского района Самарской области
 
С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.

Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Ожидаемые результаты

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:

  • овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;
  • участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;
  • возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;
  • формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.

Основная часть

Приступая к работе над данной темой, необходимо изучить работы выдающихся педагогов и психологов; познакомиться с результатами психолого-педагогических исследований П. Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А. З. Зака «Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л. Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие. Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволит:

  • сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
  • рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
  • предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
  • сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

Провести контроль и оценивание деятельности учащихся можно, составив следующий план работы во внеурочной деятельности.

  1. Школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, история)- в течение года.
  2. Всероссийские интернет-олимпиады, марафоны.
  3. Исследовательские работы.
  4. Районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество)- в течение года
  5. Творческие работы к урокам.
  6. Участие в школьных мероприятиях — в течение года.
  7. Занятия по интересам (кружки, секции) — в течение года
  8. Школьные «Веселые старты» — в течение года

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
  • экскурсии, наблюдения;
  • творческие мастерские.

Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми.

Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, выполняют различные творческие работы. Большая работа должна проводиться среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д. Совместно с родителями помочь ученику достичь поставленных целей. С каждым годом количество желающих участвовать в конкурсах, я уверена, увеличится и повысится результативность. Условия формирования творческих способностей.

1. Санитарно-гигиенические условия к осуществлению учебно-воспитательного процесса в ОУ соответствуют требованиям СанПин 2.4.2. 2821— 10

Продолжительность урока:

  • в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  • во 2-4 классах — 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе — 33 учебные недели;
  • во 2-4 классах — 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

• обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;

• внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.

2. Успешность организации внеурочной деятельности во многом зависит от ресурсного обеспечения. Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение. Субъектами внеурочной деятельности в нашей школе являются классные руководители, педагог — организатор воспитательной работы, учитель физической культуры. Если оглянуться на 2-3 года назад, можно отметить, что в школе были организованы такие кружки, как «Театр в школе», «Бисероплетение», «Изостудия», в которых работали учителя — специалисты.

В настоящее время существует только спортивная секция. Все это было отменено в связи с финансовыми проблемами оплаты за работу в кружках. Вся работа проходит в классе или спортзале. Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности.

В нашей школе на каждый класс в начальной школе выделен один ноутбук. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Имею диплом участника общероссийского проекта «Школа цифрового века». Наверное, потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса — введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеурочных занятиях.

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

3. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  • стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Заключение

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Педагогическая поддержка выступает как процесс:

  • взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;
  • формирующий эмоционально — волевую сферу;
  • стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
  3. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов — М.: Просвещение, 2011
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. — М.: Просвещение, 2009
  6. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов — Завуч начальной школы № 6/2011
  7. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.
  8. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа".- 2004 г, № 4
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821— 10. от 29 декабря 2010 г. № 189