Развитие сукцессивных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения на игровом материале

Автор: Попова Наталия Анатольевна, учитель-дефектолог высшей категории ГКУЗ «ПНДР № 9» город Санкт-Петербург
 
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

В отличии от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических, кинестетических раздражений /Л.С. Выгодский, Б.Г. Ананьев/.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Собственно письмо включает ряд специальных операций: анализ звукового состава слова, перевод фонем в графемы, «перешифровка» зрительных схем букв в кинестетические.

Как фонематический анализ, так и буквенная запись слов являются сукцессивными процессами, которые страдают при лёгких поражениях центральной нервной системы. Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом /Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова,А.Н. Корнев/.

Познание пространственно — временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материалистического мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно — чувственного отражения, то есть в области ощущений и восприятий.

Временные особенности динамики ощущений оказались неотъемлемыми чертами ощущений как элементарных чувственных знаний о внешнем мире. Время психических реакций стало оцениваться как постоянный компонент ощущений и восприятий, связанных с их модальностью подобно качеству и интенсивности. Стало общепринятым считать, что все модальности без исключения существуют во времени и являются каналами информации о временных характеристиках внешних раздражителей. С совершенствованием средств отражения пространства и времени возрастают возможности более точного и глубокого познания предметной действительности.

Дифференцировка пространственно — временных сигналов существенно влияет на развитие восприятия, особенно его структуры и информационной ёмкости.

Различение и обобщение пространственных и временных отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна из сторон является собственно перцептивной, непосредственно чувственным отражением определённых связей между объектами. Другая сторона связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных отношений определяет готовность ребёнка к отражению других, более сложных отношений и зависимостей между явлениями внешнего мира. Дифференцировка пространственных, временных и количественных отношений между объектами предшествует образованию функциональных, структурных и причинно — следственных отношений между вещами. Все эти виды отражаемых отношений между объектами тесно связаны в чувственном и логическом познании. Уже в возрасте нескольких месяцев ребёнок активно стремится ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего мира. Но сознательное понятие о времени возникает далеко не сразу. Раньше и легче даются человеку ощущения пространства.

К году или полутора годам ребёнок начинает понимать, что такое «сейчас» — оно похоже на «здесь». Чуть позднее выясняется и, что такое «скоро», оно похоже на «там», «недалеко». В три года становится ясным, что бывает «сегодня», «завтра» и «вчера». Только к семи — восьми годам складывается наше обычное интуитивное представление о времени как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений, каждое из которых сначала ещё только будет, затем оно ужу есть, а потом превращается в «было».

Время воспринимается ребёнком опосредовано, через конкретизацию временных единиц в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции.

Таким образом, лёгкие поражения центральной нервной системы обуславливают инертность нервных процессов и создают базу для затруднения формирования школьных навыков, появляется предрасположенность к возникновению дислексии и дисграфии.

Дефицит сукцессивных способностей резко затрудняет овладение фонематическим анализом, письмом и чтением /исследования Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева и др./.

Развитие сукцессивных способностей — одно из звеньев работы по предупреждению нарушения усвоения навыков письма и чтения включает развитие функций рядообразования, слухоречевой памяти на временные последовательности, воспроизведения и различения ритмов и т.д.

У детей с речевыми нарушениями, среди детей, имеющих нарушения звукопроизношения, встречается часть детей со стёртой дизартрией.

Психолого — педагогический анализ структуры данного речевого нарушения позволил выявить недостаточность психических процессов: неустойчивость произвольного внимания, снижение произвольной памяти, невысокую работоспособность, быструю утомляемость.

В связи с этим, определяется актуальность диагностики сукцессивных функций этой группы детей.

Для решения данной проблемы подобраны: серия заданий для диагностики, игровой и литературный материал, способствующие развитию сукцессивных способностей.

Описание заданий для обследования детей в возрасте 6 — 7 лет.

  1. «Перечисли по порядку времена года, потом дни недели». Оценивалась правильность ответа на оба вопроса.
  2. «Послушай, как я постучу, после этого постучи так же». Сначала предлагаются простые ритмы, если они выполняются правильно, то после этого предлагаются сложные ритмы.
  • Простые ритмы: ! ! ! , ! ! ! , ! ! ! ! , ! ! ! !
  • Сложные ритмы: ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! !

Оценивается выполнение заданий, учитывается количество ошибок.

3. «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их в таком же порядке» /ряды из 3, 4, 5 цифр/.

«Теперь я назову тебе ещё несколько цифр, ты их тоже будешь повторять, но в обратном порядке. Я скажу — 1 — 2, ты должен сказать — 2 — 1» /ряды из 2, 3, 4 цифр/.

Уровни выполнения заданий:

1 — уровень: ребёнок правильно выполнил задание;
2 — уровень: ребёнок выполнил задание с ошибками;
3 — уровень: ребёнок не выполнил задание.

В ряде случаев результаты диагностики подтверждают необходимость проведения работы по развитию сукцессивных способностей у детей с речевыми нарушениями в целях профилактики нарушений письма и чтения.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре часто сложное становится доступным. Наиболее целесообразной формой развития сукцессивных способностей, одного из направлений развития неречевых психических функций, являются игровые задания, дидактические игры с использованием наглядного материала, специально подобранных стихов, загадок, считалок, чистоговорок, пословиц.

Игровые задания по развитию сукцессивных способностей необходимо включать в подгрупповые и индивидуальные занятия уже на подготовительном этапе. Например, такие, как: «Найди клад», «Телефон», «Разминка», которая удачно используется, как физминутка /см. приложение «Картотека игрового материала»/.

По мере постановки и автоматизации звуков активно используется литературный материал: короткие стишки, потешки, считалки, пословицы о временах года, месяцах, днях недели, частях суток, последовательности смены событий /см. приложение "«Литературный материал»/; игры: «Кто кем был?», «Когда это бывает?», «Какое время года?» /см. приложение/.

Использование игр позволяет создать радостный, положительный психологический настрой, доставить удовольствие детям в процессе занятий, оживляет интерес к овладению новыми навыками.

Так как развитие сукцессивных способностей является одним из направлений работы по совершенствованию неречевых психических функций. Включение подобранного игрового и литературного материала в работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение звукопроизношения, поможет осуществить профилактику дислексии и дисграфии — наиболее эффективную меру предупреждения развития этих расстройств.

Приложение:

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе

Тема: «Путешествие в волшебный лес».

Цели:

  1. Уточнить представление о порядке смены времён года;
  2. Развивать слуховое внимание и память в процессе выполнения игровых занятий;
  3. Закрепить умение производить ротовой выдох;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Формировать артикуляционные движения для постановки звука «р»;
  6. Развивать фонематическое восприятие;
  7. Вызвать интерес к логопедическому занятию.

Материал; фланелеграф, иллюстрации к загадкам о временах года, пособия для развития дыхания /листья на веточках/, сюжетная игрушка — зайчик

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия: «Мы пойдём в волшебный лес, увидим его в разное время года».

2.1. Послушайте загадку:
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Дети отгадывают загадку, берут веточки с листиками, после показа /дуть спокойно, медленно, продолжительно/ на вдох поднимают правую руку с веточкой на уровне рта, затем дуют на листок. Повторяют 3 — 4 раза.

2.2. Угадайте, в какое время года мы сейчас попадём:
Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ...

Те, кто отгадал время года, выберите подходящую картинку.

— «Верно, мы сейчас в зимнем лесу».

2.3. — Посмотрите, какой у нас необычный гость /появляется серенький зайчик/, он тоже приготовил вам загадку:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,

Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ...

— «Верно, зайчик приглашает нас поиграть в весеннем лесу.

/Упражнение для развития пальцевой моторики «Зайчик» /Скачет зайка косой / «зайчик» правой рукой / Под высокой сосной / «дерево» левой рукой / Под другою сосной / Скачет зайка другой / поменять положение рук./

2.4. Попрощаемся с зайчиком и послушаем ещё одну загадку:

2.5. — Как хорошо в лесу летом! Он полон зверей и птиц. Я буду вам их называть, если услышите в названии звук «р», хлопните в ладоши.

3. — Теперь мы сядем на лошадок и поскачем в детский сад.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,

«Купайтесь» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...

В летнем лесу мы найдём солнечную полянку, сядем и сделаем гимнастику для нашего язычка.

/ Дети садятся на стулья перед зеркалом, выполняют артикуляционные упражнения: «Болтушка», «Маляр», «Лошадка»./

«Волк, заяц, рысь, дятел, белка, сорока, бурундук, лиса.»

Вы правильно услышали звук «р».

/Дети ходят, высоко поднимая колени и цокая языком./

— Мы вернулись в детский сад. Подумайте, где мы сегодня были? /В лесу./
— Какие времена года мы вспомнили? Назовите их по порядку.
— Что ещё мы делали?

Положительная дифференцированная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии.

2. Картотека игрового материала.

2.1 Последовательность действий, планирование.

Найди клад
Цель: Выработать способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
Материал: Набор пиктограмм, план — карта.
Ход игры: Необходимо найти спрятанную игрушку сначала с опорой на пиктограмму, затем по памяти, потом по карте — плану, по словесной инструкции.

Телефон
Цель: развивать способность удерживать в памяти план действий в заданной последовательности и выполнять их.
Материал: Наборный диск телефона с цветными кружками, с геометрическими фигурами.
Ход игры: В игровой ситуации предложить детям дозвониться по телефону сказочному персонажу или какому — нибудь зверюшке, набрав определённую последовательность цветных кружков или геометрических фигур.

Разминка
Цель: Развивать у детей умение удерживать в памяти план действий, выполнять их в заданной последовательности.
Материал: Карточки с изображением разных элементов упражнений.
Ход игры: Предложить детям выполнять упражнения в той же последовательности, в которой расположены карточки. Сначала с опорой на зрительное восприятие, затем по памяти.

2.2 Последовательность в пространстве.

Собери бусы
Цель: Развивать умение анализировать и воспроизводить пространственное расположение фигур, отличающихся формой и цветом.
Материал: Основа из бархатной бумаги, шнур, плоскостные фигуры разного цвета и формы, карточки с образцами.
Ход игры: В игровой ситуации предложить детям собрать бусы, сначала по образцу (из 3 — 10 элементов), затем по памяти (из 2 — 6 элементов).

Живые цепочки
Цель: Развивать умение анализировать и воспроизводить пространственное расположение рядов реалистических изображений.
Материал: Жетоны с изображением предметов, растений, представителей животного мира, карточки — образцы.
Ход игры: Каждому ребёнку выдаётся жетон с определённой картинкой, ведущий должен собрать цепочку в определённой последовательности.

Запомни узор
Цель: Развивать умение сравнивать пространственное расположение фигур в ряду.
Материал: Набор карточек с различным расположением фигур.
Ход игры: Предложить детям запомнить расположение серии фигур на карточке, выбрать такую же.
Усложнение: Выложить ряд по памяти из отдельных элементов.

Что изменилось?
Цель: Развивать умение анализировать последовательность расположения предметов в ряду.
Материал: Различные предметы, сюжетные игрушки.
Ход игры: Предъявить детям предметы или игрушки (от 3 до 6), предложить закрыть глазки или отвернуться, затем, когда ребята повернутся, спросить, что изменилось.

2.3 Последовательность во времени.

Телеграфисты
Цель: Развивать способность выполнять ряд действий по графическому образцу.
Материал: Графические схемы для отстукивания ритмов: симметричных и асимметричных.
Ход игры: В игровой ситуации предложить детям передать телеграмму сказочному персонажу, отстучать серию ударов по графической схеме.

Кто кем будет? (Что чем будет?)
Кто кем был? (Что чем было?)
Цель: Развивать у детей способность восстанавливать временную последовательность событий.
Материал: Примерный набор картинок: жёлудь — росток — дуб, яйцо — цыплёнок — курица, младенец — мальчик — юноша.
Ход игры: По предъявленной картинке детям необходимо определить, кто кем был (что чем было), подобрать картинку.
Усложнение: Без опоры на наглядность.

Какое время года?
Цель: Развивать способность устанавливать последовательность смены времён года.
Материал: Загадки, стихи, пословицы, поговорки о временах года, соответствующие иллюстрации.
Ход игры: Тот, кто узнает, о каком времени года литературный материал получает картинку, а потом выкладывает последовательность смены времён года.

Когда это бывает?
Цель: Развивать способность устанавливать последовательность смены месяцев (частей суток).
Материал: Загадки, стихи, пословицы о месяцах (частях суток), соответствующие картинки.
Ход игры: Угадать о каком месяце (времени суток) литературный материал, подобрать картинку, выложить последовательность смены событий.

2.4 Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.

Картинки — невидимки
Цель: Развивать умение соотносить пространственное расположение ряда изображений с временной последовательностью их предъявления.
Материал: Карточки с предметными картинками, геометрическими фигурами, цветными кружками, карточки с рядами изображений.
Ход игры: Ребёнку предъявляются карточки с одиночными изображениями по одной и переворачиваются картинкой вниз. Надо выбрать карточку соответствующую предъявленному ряду, затем сверить правильность.

2.5 Последовательность в речи.

Письмо Незнайки
Цель: Развивать способность устанавливать последовательность фраз в рассказе.
Материал: Конверт с письмом от Незнайки.
Ход игры: В игровой ситуации предъявить письмо от Незнайки, прочитать: «Вчера я собираюсь в гости к Пончику, Я надену нарядный костюмчик, проснусь, умоюсь, приду в гости к имениннику и куплю ему подарок и поздравлю с днём рожденья!». Игрокам необходимо исправить ошибки Незнайки.

Повтори и добавь
Цепь: Развивать способность сохранять последовательность ряда слов
На материале лексики: Животный мир, растения, окружающие предметы и др.
Ход игры: Необходимо называть слова на определённую тему. Играющие сначала называют слова, которые произнесли предыдущие игроки, затем называют своё слово. Порядок слов менять нельзя.

3. Картотека литературного материала 

3.1. Времена года (народные пословицы и поговорки)

Зима
Декабрь — студёный

  1. Декабрь — стужайло на всю зиму остудит.
  2. Холодная зима — Жаркое лето.
  3. На морозе и старик вприпрыжку идёт.

Январь — просинец

  1. Новый год — к весне поворот.
  2. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
  3. Если зимой сухо и холодно — летом сухо и жарко.
  4. Зима снежная — лето дождливое.

Февраль — бокогрей

  1. В феврале зима с весной встречается впервой.
  2. Февраль месяц лютый, спрашивает: Как обутый?
  3. Зимою вьюги — летом ненастье.
  4. Не бойся зимы — бойся отзимка.

Весна
Март — протальник

  1. Рано затает — долго не растает.
  2. Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне.
  3. Длинные сосульки — к долгой весне.

Апрель — снегогон

  1. Мокрый апрель — хорошая пашня.
  2. Вода на лугу — сено в стогу.
  3. Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету.
  4. Ранний излёт пчёл — к ранней весне.
  5. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к холодному лету.

Май — травень

  1. Май холодный — год хлебородный.
  2. По холодной весне — градобойное лето.
  3. Дождь в мае хлеба подымает.
  4. Поздний расцвет рябины к долгой осени.
  5. Когда цветёт черёмуха — всегда живёт холод.

Лето
Июнь — хлеборост

  1. Летний день — год кормит.
  2. Не жди лета долгого, а жди холодного.
  3. Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.
  4. Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
  5. Лето дождливое — зима снежная, морозная.

Июль — страдник

  1. В цвету трава — косить пора.
  2. Сильная роса — к вёдру, сухорос — к дождю.

Август — жнивень

  1. Дождливое лето — хуже осени.
  2. Хлебород — перед строгой зимой.
  3. Появились опёнки — лето кончилось.
  4. Летом ведро воды — ложка грязи,
    Осенью ложка воды = ведро грязи.

Осень
Сентябрь — хмурень

  1. Вешний дождь растит — осенний гноит.
  2. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  3. Паутина сплетётся по растениям — к теплу.

Октябрь — грязник

  1. Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к тёплой зиме.
  2. Много желудей на дубу — к лютой зиме.
  3. Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.
  4. Если листопад пройдёт нескоро, надо ожидать крутой зимы.

Ноябрь — листогной

  1. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
  2. Сырое лето и тёплая осень — к долгой зиме.

3.2. Пословицы и поговорки

Зима

  • В зимний холод всякий молод.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Шапка да шубка — вот и весь мишутка.
  • Зимой поле белое — промёрзло — заледенелое.
  • Купили Валерику, Вареньке — варежки и валенки.

Весна

  • Где вода — там и верба, где верба — там и вода.
  • Скворцы и синицы — весёлые птицы.
  • Весна красна цветами, а осень — снопами.
  • Апрель с водою — май с травою.

Лето

  • Собирай по ягодке — соберёшь кузовок.
  • Лето — припасиха, а зима — подбериха.
  • Сколько лет, сколько зим.

Осень

  • У нас на дворе — подворье погода размокропогодилась.
  • Будет дождь — будут грибы.
  • Спелое яблоко само с дерева валиться.
  • Всякому овощу своё время.
  • Придёт осень за всё спросит.

3.3 Разные поговорки

  • День да ночь — сутки прочь.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Утро вечера мудренее.
  • Хвали утро вечером.

3.4 Потешки

Весна

  • Весна — красна,
  • Ты с чем пришла?
  • С сохой, бороной
  • С лошадкой вороной
  • С рожью зернистой,
  • С пшеницей золотистой,
  • С травою шелковою, С водою ключевою, С калиной — малиной,
  • С красной рябиной.

Лето
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:

Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.

Осень
1) Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.

2) Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки.
Кому — гриб, кому — два,
А тебе, дитятко, весь кузовок.

3.5 Загадки

Зима
Была белая да седая,
Пришла зелёная молодая. (Зима и весна)

Сердита матка, да прикрыла деток
До красного дня пуховым одеяльцем. (Зима)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки)

Наш серебряный кинжал
Недолго дома пролежал.
Мы его поднять хотели,
А он к порогу побежал. (Сосулька)

Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Летит — молчит, лежит — молчит.
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Кто без брёвен
Через реки мосты строит? (Мороз)

Бел, да не сахар, ног да не идёт. (Снег)

Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал (Снег)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает — ковром устилает. (Снег)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — толстое стекло. (Лёд на речке)

Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)

На дворе горой, а в избе водой. (Лёд)

Текло, текло и легло под стекло. (Лёд на реке)

С неба звездой, а в ладошку — водой. (Снежинка)

Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Белые мухи на поле садятся. (Снежинки)

Весна
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня .... (Весна).

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)

Белые овечки бегают по свечке.(Верба в серёжках)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его ... (Скворец).

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач)

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад — вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица ... (Грач).

Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой — улей — пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)

Лето
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся (Солнце )

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«КУПАЙТЕСЬ!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...( Лето).

Что выше леса, краше света,
Без огня горит? (Солнце)

Красное яблочко
По тарелочке катается,
Никто не догадается (Солнце)

Доброе, хорошее
на людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)

На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках. (Берёзки)

Осень
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я ... (Осень).

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

Всех наградила,
Всё загубила. (Осень)

Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)

Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут. (Листья)

Пыль поднимает,
Деревья качает.
Воет — завывает,
С деревьев листья срывает.
Тучи разгоняет,
Волны поднимает. (Ветер)

Разные загадки
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Неделя)

Вышел старик — годовик,
Махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц.
У каждой птице по четыре крыла.
В каждом крыле по семь перьев.
Каждое крыло с одной стороны чёрное,
А с другой — белое. (Год, месяц, неделя, дни день да ночь)

Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдёт — весь лист опадёт. (Календарь)

Ежегодно к нам приходят в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

С зарёй родился,
Чем больше рос,
Тем меньше становился. (День)

По высокой дороге
Идёт бычок круторогий.
День он спит, а ночью глядит. (Месяц)

Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Неделя)

Пришел волк,
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришел,
Весь народ пошел. (Ночь и день)

Влезет в окно, растянется как сукно.
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придёт — сам уйдёт. (Дневной свет)

Золот хозяин — на поле.
Серебрян пастух — с поля. (Утро. Солнце и месяц.)

Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Гляну поутру — нет ничего. (Звёзды на небе)

Постелю рогожку, посею горошку.
Положу калач, никому не взять. (Ночное небо, звёзды, месяц.)

3.6 Стихотворения

Дни недели
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг играла в мяч,

Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

П. Банемаков

Дни недели
Сначала идёт понедельник,
А вторник потом.
За вторником следом
Среда с четвергом.

Пятница тут же за ними идёт.
Вслед за собою субботу ведёт.
Найдём воскресенье мы после субботы.
И сразу недели кончаются счёты.

Новая столовая
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний,
Путешественник — скворец ...
Вот и песенке конец.

З. Александрова

Лежебока
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять зевнул.

Спал я в пятницу.
В субботу не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробуждения.

Д. Родари

Неделя (считалка)
Раз — два, раз — два, раз — два — три,
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду.
А в четверг и пятницу дрожки к дому катятся.
За субботой воскресенье,
В этот день дают печенье.
Ночная считалка.
Раз — два — три — четыре — пять!
Шесть — семь — восемь — девять — десять!
Надо, надо, надо спать и не надо куралесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит сон.

В. Берестов

Список литературы:

  1. Гусарова Н.Н., Беседы по картинке: Времена года, СПб, ДЕТСТВО — ПРЕСС, 1998 г.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников, Пособие для воспитателей детского сада, Под ред. Л.А. Венгера, М., «Просвещение», 1978 г.
  3. Жуков В.П., Словарь русских пословиц и поговорок, М., Русский язык, 1991 г.
  4. Илларионова Ю.Г., Учите детей отгадывать загадки, М., «Просвещение», 1976 г.
  5. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей, Учебно — методическое пособие, СПб, Издательство «МИМ», 1977 г.
  6. Лалаева Р.И., Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников, Учебное пособие, СПб, СОЮЗ, 1998 г.
  7. Литература и фантазия, Книга для воспитателей детских садов и родителей, Составитель Л.Е. Стрельцова, М., «Просвещение» ,1992 г.
  8. Новоторцева Н.В., Развитие речи детей, Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников, Ярославль, ТОО «Гринго», 1995 г.
  9. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников, М., «ВЛАДОС», 1997 г.