Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов в дошкольных образовательных организациях

Автор: Скригаловская Ольга Федоровна, методист ГБОУ СОШ № 1 г.о. Чапаевск Самарской области СП «Детский сад № 8 «Тополёк»

Воспитатели знают, что работать в инновационном режиме — это хорошо, но стремятся к этому далеко не все. Кто-то не уверен в своих силах, кто-то профессионально «выгорел», кому-то «отбили интерес» к нововведениям неловкие действия руководства, но есть и такие педагоги, которым всегда все новое интересно. Они готовы искать, создавать, открывать. В каждом коллективе есть представители любой из указанных категорий, а еще есть методическая служба, основная задача которой — включить педагогов в творческий процесс.

Формирование коммуникативной культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед современным дошкольным образованием.

Проблему обогащения речевого опыта воспитателей и совершенствования их коммуникативно-речевых умений в профессиональной деятельности можно решить в системе методической работы ДО.

Созданная в нашем детском саду, модель комплексного руководства совершенствованием коммуникативно-речевых умений педагогов, позволяет овладеть профессиональной речью и призвана способствовать освоению практических способов решения коммуникативно-речевых задач, гармонизации отношений родителей и воспитателей.

В процессе методической работы в ДО воспитатели овладевают приемами и средствами речевого воздействия, выстраивают технологию профессионального общения.

Основой для формирования коммуникативно-речевых умений педагогов являются:

  • анализ речевой ситуации и прогноз речевого поведения участников общения;
  • оформление коммуникативного намерения, высказывания в соответствии с видом общения и речевым жанром;
  • анализ профессионально значимых типов высказываний;
  • ориентировка в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • позитивное общение с использованием средств невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата;
  • корректировка собственного речевого поведения в зависимости от ситуации общения;
  • анализ своей речевой деятельности.

Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный. Все аспекты модели тесно взаимосвязаны и в педагогическом процессе составляют единое целое.

Базовым элементом формирования коммуникативно-речевых умений является общение. Работая по этому направлению, выделяем следующие этапы:

1. Формирование базы данных профессиональных коммуникативно-речевых умениях и культуре речи педагогов.

Основные методы и формы работы с педагогами:

  • наблюдения за ситуациями педагогического общения в коллективе и их анализ,
  • анкетирование,
  • опрос,
  • тестирование.
  • 2. Обучения способам и методам педагогического общения.

    Формы и методы общения:

  • индивидуальные и групповые консультации,
  • семинар-практикум «Как научиться красиво и убедительно говорить»,
  • «Речевая культура педагога»:

  • практические коммуникативно-речевые упражнения,
  • моделирование проблемных ситуаций,
  • школа «Учимся общаться» (руководитель-методист).
  • 3. Создание условий для профессионального развития личности.

    Методы и формы:

  • разработка методических рекомендации по работе с литературой и его самообразованию,
  • обеспечение педагогов практическим материалом для самообразования (домашние задания, задания для самостоятельной работы, включение педагогов в самостоятельную работу по созданию тестов, анкет, практических рекомендаций родителям, коллегам).
  • 4. Активизация общения с участниками образовательного процесса:

    Методы и формы:

    • организация совместных мероприятий, презентаций.

    Прогнозируемый результат этого этапа: развитие у педагогов умения анализировать собственную речевую деятельность и находить оптимальные варианты речевого поведения в зависимости от условий ситуации общения.

    Для эффективной работы методисту, старшему воспитателю необходимо использовать перспективный план по совершенствованию коммуникативно-речевых умений педагогов и включить в годовой план работы ДОО методические мероприятия по развитию речевой культуры участников образовательного процесса.

    Надо отметить, что обучение педагогов является эффективным при условии серьезной мотивации к обучению.

    Комплексный подход к развитию коммуникативно-речевых умений в системе методической работы в ДОО обладает рядом значимых преимуществ:

    1. Педагоги являются реальными участниками непосредственного профессионального общения,
    2. Они управляют процессом коммуникации сами,
    3. У них есть возможность сразу применить полученные знания на практике.

    Таким образом, система методической работы по формированию коммуникативно-речевых умений педагогов способствует становлению речевой личности педагогов и обеспечит эффективность общения всех участников педагогического процесса.

    Рекомендуемая литература:

    1. Батаргиев А.В. «Психодиагностика способностей к общенияю, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности». — М., Владос, 1999
    2. Дуброва В.П., Милашиевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». — М., Новая школа, 1995
    3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. «Русский язык и культура речи: курс лекций» / Под ред. Н.А. Ипполитовой / М., ТК Велби; Пособие и справочник. — М., 1997.
    4. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. Пособие и справочник. — М, 1997г.