Программа кружка «Юный эколог»

Автор: Порватова Любовь Ивановна, учитель географии ГБОУ №655 Приморского района Санкт-Петербурга

Занятия в данном кружке способствуют установлению междисциплинарных связей, так как вопросы охраны природы рассматриваются и изучаются на уроках природоведения в начальном звене, географии, биологии, химии, физики. Учащиеся смогут не только прослеживать эти связи, но сделать выводы о роли человека в природе, о том, что именно человек сегодня сможет спасти Природу и её несметные богатства.

Пояснительная записка

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Судьба природы - наша судьба. И всё, что происходит сегодня в природе и с природой – это наше завтрашнее, наше будущее, будущее наших поколений.

Кружок «Юный эколог» предусмотрен для учащихся 7-8 классов. Рассчитан на один год обучения, предполагает 1 час в неделю, 35 часов в год.

Основные цели данного курса:

  • помочь учащимся осознать своё место и место всего человечества в окружающем мире;
  • прививать чувство гордости, любви и уважения за природные богатства своей местности;
  • убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде даёт процветание, а неразумное её использование и разрушение приведут к гибели Природы;
  • научить учащихся охранять и приумножать природные ресурсы своей малой родины, чтобы сохранить Природу всей Земли.

Занятия в данном кружке способствуют установлению междисциплинарных связей, так как вопросы охраны  природы рассматриваются и изучаются на уроках природоведения в начальном звене, географии, биологии, химии, физики. Учащиеся смогут не только прослеживать эти связи, но сделать выводы о роли человека в природе, о том, что именно человек сегодня сможет спасти Природу и её несметные богатства.

Работа кружка предусматривает не только изучение теоретических вопросов, но и практические работы, подготовку конкурсных материалов, формирует трудовые навыки и, конечно, способствуют развитию познавательной активности учащихся.

Проведение занятий кружка предусмотрено как в  школе, так и на местности (прилегающая местность, парк, территория школы).

Тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»

35 часов, 1 час в неделю 

№ п/п

 Темы занятий

Количество часов

Выход

1

День рождения города Санкт-Петербурга.

1

Подготовка КТД

2

Памятники природы моей малой родины.

1

Оформление фотостенда

3

Природа города: времена года.

1

 

4

Многообразие живых организмов. Признаки живых организмов.

1

 

5

Работа с каталогом комнатных растений. Озеленение кабинета географии.

1

Посадка растений

6

Определение семейства растений. Уход за растениями.

1

Составление каталога

7

Участие в благоустройстве прилегающей к школе территории.

1

 

8

Виды загрязнений окружающей среды.

1

 

9

Проблемы сохранения окружающей среды.

1

 

10

Экологическая опасность: факты.

1

 

11

Возможно ли решение экологических проблем.

1

Ролевая игра

12

Взаимодействия в природе. Экосистемы.

1

 

13

Человек и пищевые цепи. Взаимозависимость.

1

 

14

Городская экосистема. Моя экосистема.

1

Составление схемы экосистемы

15

Подбор и обновление материалов для стенда «Экология и охрана природы».

1

Оформление стенда

16

Составление проекта «Моя Красная книга».

1

Оформление классной «Красной книги»

17

В гармонии с природой: где мы живём.

1

 

18

Откуда что берется? Мусор в классе.

1

 

19

Подготовка почвы к весенней посадке.

1

Работа в классе

20

Посадка и уход за комнатными растениями.

1

 

21

Планирование мероприятий и плана проведения недели экологии.

1

 

22

Оформление газеты «Экология и поэзия».

1

Газета

23

Конкурс рисунков «Дадим планете шанс!».

1

Выставка рисунков

24

Подготовка экологических сказок.

1

Сценарии сказок

25

Составление вопросов викторины «Люби и знай свой родной край»

1

Материалы викторины

26

Участие в проведении  экологической недели.

1

 

27

Изготовление поделок из природного материала.

1

Поделки к школьному конкурсу

28

Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.

1

 

29

Беседа на тему: «Человек – венец природы».

1

 

30

Оформление рефератов на тему охраны окружающей среды.

1

Рефераты

31

Продолжение работы по оформлению рефератов.

1

 

32

Уход за комнатными растениями. Весенняя посадка растений.

1

Работа в кабинете географии

33

Наблюдения за весенними изменениями комнатных растений.

1

 

34

 Экскурсия в парк.  Работа на территории школы.

1

 

35

Итоговое занятие. Задания на лето.

1

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.А.Фадеева. Экология в школе. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. В.Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985.
  3. Б.Л.Васильев. Не стреляйте в белых лебедей. Москва, 1983.
  4. 4.Г.А.Агранат. Нужны ли России её просторы?//География.-2001
  5. А.В.Гостюшин, С.И.Шубин. Азбука выживания. – Москва: Знание, 1995.
  6. С.В.Лавров. Дайте планете шанс! – Москва, 1984.