Педагогическое эссе «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической деятельности»

Автор: Колпакова Анна Юрьевна, учитель немецкого языка МБОУ «СОШ № 28» г. Муром

В данной работе представлены размышления на тему «Школа будущего».

Колпакова Анна Юрьевна

Учительское кредо: Важно любить свое дело и учеников, отдавать им свои знания, сердце, ум, жизнь, как делали это А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.

Девиз в работе: Отдавать не только знания, но и самого себя.

Застыть — значит отстать

Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической деятельности

Быстро меняющиеся социальные условия, ускорение темпов жизни, увеличение потока информации... и дети в этом мире!?

С началом своей педагогической деятельности я стала усиленно искать ответ на вопросы: «Какой должна быть новая школа? Что нового она предлагает детям? Какие требования ставит перед учителем?»

Для меня работа педагога — это не просто профессиональная деятельность, это творчество, искусство. Я не просто учитель, я — художник, творец. В руках у меня волшебная палитра красок — здесь есть все краски, которые нужны для того, чтобы нарисовать образ новой школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно таким открыть его детям — полноцветным, ярким, многообразным.

Какие краски мне понадобятся, чтобы создать эту картину?

Сначала я беру красный. Красный цвет — цвет любви.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Эти слова Л. Н. Толстого являются моим педагогическим кредо. Любовь к своей профессии и детям — прочная основа в работе учителя. Только так можно сформировать в них чувство красоты, воспитать нравственные качества и уважение к окружающему миру.

Оранжевый цвет в образе новой школы обозначает яркую интересную активную деятельность учащихся: исследовательскую, творческую, означающую самостоятельное открытие знаний.

«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и это останется моим навсегда». На своих уроках я стремлюсь создать условия для того, чтобы учащиеся почувствовали себя в роли первооткрывателей и сами совершили открытие: открытие нового знания или способа действия, небольшое, но очень важное для осознания собственных возможностей, для обретения уверенности в собственных силах.

Жёлтый цвет выражает потребность в раскрытии. Ни для кого не секрет, что, именно раскрытие «таит» в себе счастье, радость и надежду. В новой школе раскрыть личность каждого учащегося, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал мне помогает личностно-ориентированный подход. Все люди разные от рождения: одни с детства активны, другие, напротив, склонны к медлительности, одни чувствительны, другие — раздражительны, у одних проявляется склонность к мечтательности, у других — к активной деятельности. Создать условия, чтобы каждому было интересно и комфортно на уроке — достаточна сложная задача, которую я пытаюсь решить при организации каждого урока.

Поэтому в моей картине появляется зелёный цвет. Это цвет самой природы, он успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность. На мой взгляд, современный образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим. И я считаю, что главная фигура в этом процессе — педагог, владеющий новыми здоровьесберегающими технологиями.

Я твёрдо убеждена, что образ новой школы был бы не полным без синего цвета — цвета неба, одного из цветов российского флага. В моей картине он обозначает воспитание патриотизма. Для меня очень важно, чтобы мои ученики были настоящими патриотами своей Родины, знали и ценили историю своего народа. Поэтому изучая историю и культуру, Германии, мы с моими учениками сравниваем их с традициями, обычаями, историей нашей страны.

Итак, моя картина готова. Какой же он портрет новой школы? Он написан широкими размашистыми мазками, означающими быстротечность времени и постоянную изменяемость окружающих условий. Но несмотря на это, учитель должен сохранить лучшие черты образа школы:

  • активность учащихся в познавательной деятельности;
  • личностно-ориентированный подход;
  • сдоровьесберегающие технологии;
  • воспитание патриота своей страны.

На мой взгляд, получилась яркая неповторимая картина! Это цвета самой природы, прекрасного окружающего мира.