Музыкальный ритм и его воспитание в классе сольфеджио

Автор: Горелова Лариса Дмитриевна, преподаватель теоретических дисциплин МКОУ ДОД «Курчатовская ДШИ»

В статье показаны формы работы над развитием чувства метроритма в классе сольфеджио, даны методические подсказки для работы с учениками в изучении метроритма. Данная статья может оказать практическую помощь для педагогов-теоретиков.

Ритм в жизни и искусстве — одно из замечательных явлений. Ритм является одним из основополагающих начал в природе, в человеческом организме и, конечно же, в искусстве. Ритм принадлежит не только музыке, но и другим видам искусства, с которыми музыка неразрывно связана (поэзия, танец). Музыка, как временное искусство, имеет ту или иную форму ритмической организации. Музыки вне ритма не существует. Ритм скрепляет воедино последовательность звуков, интервалов, аккордов, создает из них осмысленные мотивы, фразы, темы. Ритм является основой, «cкелетом» музыкального произведения. «Какое счастье обладать чувством ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии», — говорил К.С. Станиславский.

Формирование чувства ритма у учащихся — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики, и в то же время, одна из самых сложных .В чём же суть этих трудностей? В звуке длительность — компонент более слабый, нежели высота звука. Высота звука может быть чётко зафиксирована, а продолжительность звука поддаётся относительной фиксации. Часто ученики на уроках сольфеджио слышат, осознают и определяют звуковысотность услышанной мелодии, но затрудняются зафиксировать и воспроизвести точный ритмический рисунок. Поэтому, развитие чувства ритма метроритма необходимо с первых шагов музыкального обучения детей. Чувство музыкального ритма развиваемо. Ритм всегда отражает эмоциональное содержание музыки, его образную сущность. И чем точнее, ярче будет показано учеником художественное содержание музыки, тем больше создается предпосылок для воспитания и развития музыкального ритмического чувства. Чувство ритма — динамично, моторно в своей основе. Ритм — категория двигательная и эмоциональная. Ритмические переживания всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями". Без телесных ощущений ритма не может быть воспитан ритм музыкальный" (Жак-Далькроз). Развитие ритма, наряду с другими методами, связанными с определением на слух, происходит через слухо-зрительно-динамический стереотип (Ю. Козырев), благодаря которому звук, услышанный или увиденный реализуется в виде звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.). Чем больше ученики накапливают слуховых впечатлений, тем активнее идёт музыкально-ритмическое воспитание.

Периоду первоначального воспитания чувства метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученики будут испытывать постоянные трудности в точности воспроизведения ритмического рисунка в сольфеджировании музыкальных номеров, записей различных видов диктантов, в исполнении музыки на каком-либо инструменте.

Какие же приёмы и навыки мы применяем на уроках сольфеджио для развития метроритма? С самых первых уроков начинаем работу над метроритмом , используя игры. Для начала просто слушаем окружающие звуки (биение сердца, тиканье часиков, гудок автомобиля...). Выясняем, что многие звуки в нашей жизни имеют равномерную повторяемость , стук, пульс. Воспроизводим с детьми равномерную последовательность одинаковых по протяженности звуков (для нас уже длительностей). Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации ровных долей уже с первых шагов развивает чувство метра, а следовательно и темпа. Детям предлагается подвигаться под музыку и ощутить движения, характерные для того или иного услышанного музыкального фрагмента. Сильные и слабые доли изучаем на примерах слов, состоящих из 2, 3, 4 слогов. Слова придумываем с детьми на разные темы: слова — имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды (сли-ва, ма-ли-на, го-лу-би-ка)... Сразу учимся тактировать сильные и слабые доли (в двухдольном пульсе на сильную долю опускаем ладонь на стол, а на слабую долю запястье остается на столе, опускаем только пальчики. В трехдольном пульсе пальцы подчёркивают две слабые доли).

Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТИ-ТИ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки , наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги, работу выполняем как устно, так и письменно. Разучиваем детские песенки, тактируем, хлопаем ритм со словами, с ритмослогами, записываем ритмический рисунок.

На начальном этапе, после знакомства с длительностями и ритмослогами полезно проговаривать, хлопать, пропевать, проигрывать разученные попевки, песенки, номера для сольфеджирования с произношением ритмослогов. Произношение и пение вслух ритма при помощи ритмослогов даёт ученикам чёткое осмысление усваемого ритмического рисунка, запоминание ритмоформул, правильное исполнение услышанного или увиденного музыкального материала. Для закрепления пройденных длительностей применяем на урока разные виды заданий: ритмические игры, например, «Змейка» (Первый участник придумывает два такта своего ритмического рисунка, следующий повторяет второй такт и добавляет свой такт и т. д.), карточки (выкладываем ритм предложенного стишка, песенки), уравновешиваем корзиночки (мы закрепляем корзиночки на магнитной доске, в одной находятся карточки с длительностями, во вторую вкладываем карточки с другими ритмическими группировками, но так, чтобы количество длительностей было такое же, что и в первой корзиночке), прослушать мелодию и правильно расставить такты в перепутанном ритме. Решаем ритмические примеры:

На уроках исполняем ритмические каноны, ритмические партитуры на 2, 3 голоса с применением своих придуманных шумовых инструментов. Можно разыгрывать сценки, небольшие театральные действа с использованием ударных, шумовых инструментов, с применением инструментального сопровождения, фонограммы, ритмодекламации. Прекрасное упражнение на закрепление ритмических моделей (из методики Т.А. Боровик). Каждой длительности, ритмической формуле соответствует определённый жест, который показывается ученикам под музыку, ученики хлопают предложенный ритм с проговариванием ритмослогов. Это задание не только организует учеников , концентрирует их внимание, развивает память, но и даёт большие просторы для творчества, для выплеска детской фантазии, активизируется двигательная функция, развивается эмоциональная интонационная и ритмическая отзывчивость учеников на музыкальное сопровождение.

Особое внимание уделяем записи ритмического диктанта. После того как ученики освоили запись слов, выражений, стихотворных строк пишем ритмический диктант в форме предложений, затем в форме периода. При прослушивании мелодии, её анализе, записи у детей активно работает память, логическое, структурное мышление, навык записи. Запись мелодических диктантов мы также предваряем анализом и записью (над тактами) ритмического рисунка. Практически все ученики справляются с этой формой работы и выполняют её быстро и правильно. Можно пробовать записывать ритм услышанной мелодии из музыкального фрагмента в фактуре. Соответственно надо тщательно подбирать музыкальный материал в гомофонно-гармоническом складе фактуры.

Ученики должны уметь разбираться в ритмических группировках — определить размер, расставить тактовые черты.

Творческие задания также дают большой толчок к развитию чувства метроритма. Это может быть сочинение своего собственного ритма, сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок, сочинение мелодии на стихотворный текст, сочинение ритмических партитур, запись ритма на предложенное четверостишие в разных размерах, сочинение ритма в жанровом сегменте (полька, вальс, марш, мазурка...). с использованием характерных ритмоформул. Умение свободно оперировать закреплёнными ритмическими шаблонами даёт ученикам посыл к дальнейшему музыкальному творчеству — сочинению и импровизации.

Освоение пройденного ритма идёт и в такой форме работы на уроке сольфеджио, как игра на фортепиано. Освоение элементарных функциональных оборотов, гармонических схем, секвенций, ступеневых рядов, модуляций, игра аккомпанемента по буквенным символам, подбор музыкального сопровождения подразумевает использование разных ритмов, освоенных учениками в процессе обучения.

На уроках сольфеджио педагогу надо показать схемы тактирования и дирижёрские жесты и добиваться четкости их исполнения. Ученики должны чувствовать и чётко слышать ударные доли. Чёткий показ метра, тактовой пульсации организует , сосредотачивает на слушании музыки, развивает чувство ритма.

Педагог на протяжении всего курса обучения сольфеджио должен последовательно, в доступной , понятной форме объяснять теоретический материал о метроритме, подтверждать музыкальными примерами, использовать творческий подход не только к подаче нового учебного материала, но и закреплению тем. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) даёт большие возможности для усвоения учебного материала, в том числе и ритма. Демонстрационный материал (таблицы, понятия), слайд-иллюстрации, видео-проекты, которые можно почерпнуть из интернет-ресурсов или создать самостоятельно, не только дадут образную, запоминающую подачу учебного материала, но и установят больший контакт между преподавателем и обучающимися, за определённое количество времени донесут больший объём словесной, зрительной и слуховой информации.

Основные задачи педагога, ведущего один из основных предметов теоретического цикла, сформировать у своих учеников, помимо теоретических и практических умений и навыков, чутко слушать , чувствовать, понимать музыку разных эпох, жанров, культур, способствовать развитию личностных качеств и развить культуру творческой деятельности.

Список методической и учебной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., Музыка, 1986.
  2. Боровик Т.А. Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4−6 лет, 2008.
  3. Козырев Ю. Программа по сольфеджио для импровизатора. М., 1994.
  4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., Музыка, 1961.
  5. Холопова В. Музыкальный ритм. М., Музыка, 1980.
  6. Афонина Н. Ритм, метр, темп. С-П., 2001.
  7. Серковская Учебное пособие для 1 класса. Белгород, 1996.