Электронный учебник как средство развития самостоятельности и познавательной активности учащихся на уроках биологии

Автор: Мотовилова Нина Юрьевна, учитель биологии и географии МКОУ «ООШ» д. Павлово Пижанского района Кировской области.
 
Профессор Роберт И.В. отмечает, что компьютерные технологии могут использоваться в качестве: средства обучения, совершенствующего процесс преподавания.

Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, при работе с электронным учебником надо использовать преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Электронный учебник для 10 класса по программе И.Н. Пономарёвой содержит богатейший ЭОР. Имеет удобную компановку материала и прост в освоении. В своей работе использую достаточное количество ЭОР, но в этот просто влюблена и самое главное он нравится учащимся.

Содержание электронного учебника построено точно также, как и печатного, соответствует программе и требованиям ФГОС. Состоит из 4 глав:

  1. Введение в курс общей биологии.
  2. Биосферный уровень жизни.
  3. Биогеоценотический уровень.
  4. Популяционно-видовой.

После этого идёт галерея, состоящая из 10 ресурсов: анимации, биографии учёных, интерактивные задания, интерактивные рисунки, интерактивные таблицы, информационные тесты, карты, коллажи, ленты времени, схемы. И два последних ресурса — это итоговый тест (контрольно-измерительные материалы ЕГЭ) и интерактивный словарь основных понятий по всему курсу. Каждая тема урока содержит папку с учебными материалами (базовый и дополнительный), папку с наглядными материалами и контрольно-измерительные материалы. Причём очень удобно использование гиперссылок по тексту каждого параграфа. После изучения каждой главы есть итоговый тест, который состоит из трёх ресурсов: подведём итог, кроссворд, контрольная работа.

Как можно использовать электронный учебник на уроках:

1. Для изучения нового материала.

Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала. Например, при изучении любой темы в 10 классе электронный учебник содержит богатейший наглядный материал, который идёт в интерактивном режиме, что позволяет более детально и на конкретных примерах изучить материал. Различные схемы, таблицы можно разворачивать не сразу, а постепенно по мере объяснения материала. После объяснения материала учителем можно вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно.

2. Для самостоятельного изучения темы учащимися.

После объявления темы урока учащимся выдаются задания или вопросы для самостоятельной работы, а затем идёт фронтальная беседа. Например, вопросы по теме «Причины устойчивости биогеоценозов»:

  1. Назовите основные причины устойчивости биогеоценозов.
  2. Что может привести к нарушениям в биогеоценозах?
  3. Какая экологическая ситуация сложилась на озере Байкал и как её разрешить?
  4. Выдвинете подобные проблемы по своей местности и как их можно разрешить?
  5. К чему может привести простое уплотнение почвы?
  6. Выделите основные закономерности, способствующие устойчивости биогеоценоза.

Учащиеся работают как с учебными материалами, так и с наглядными. Можно организовать обратную работу, когда учащиеся сами составляют вопросы, или используют различные способы для свёртывания информации.

Структура данного электронного учебника позволяет организовать работу на уроке в кейс-технологии. Вопросы к кейсу составляет учитель, либо это совместная работа учителя и учащихся.

Модель урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверить готовность класса к уроку

Настраиваются на урок, готовят рабочее место, включают компьютеры

2. Мотивация и целеполагание

Обеспечивает мотивацию к принятию учащимися целей учебно-познавательной деятельности через проблемную ситуацию

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

3. Актуализация

Актуализация знаний и умений

Отвечают на вопросы учителя

4. Применение учебного материала в знакомой и незнакомой учебных ситуациях

Организует работу класса: индивидуальную, парную, фронтальную по электронному кейсу

Работают индивидуально и в парах по вопросам к кейсу

5. Проверка уровня обученности

Организует дискуссию, оценивает правильность изложения материала

Участвуют в дискуссии за круглым столом, выполняют тест на компьютере (самооценка)

6.Домашнее задание

Повторение материала по теме «Биогеоценотический уровень», подготовка к итоговому тесту

Записывают и анализируют домашнее задание

7.Подведение итогов и рефлексия

Предлагает учащимся оценить личную значимость

Вытягивают карточку и дают ответ

При работе с электронным учебником:

  • У ребят повышается интерес к предмету.
  • Улучшается усвоение материала.
  • Возрастает самооценка и уверенность в своих силах.
  • Развиваются творческие способности.
  • Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.
  • Развивается самостоятельность.
  • Подводя итог, следует сказать, что использование электронного учебника на уроках биологии в 10-11 классах способствует развитию самостоятельности и познавательного интереса учащихся.