Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Автор: Дорошенко Алла Витальевна, учитель начальных классов ГУ «Алчановская основная школа»

«Признание ученика главной действующей
фигурой всего образовательного процесса
и есть личностно-ориентированная педагогика,
где во главу угла становится личность»
И.С. Якиманская

Кажется невероятным, но индивидуальность — это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути.

Одним из основных смыслов детства является становление, поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца, поиск принадлежности той или иной группе сверстников.

Основываясь на высказывание Л.С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно...», я осознала, что дифференцированный подход является одним из важных принципов обучения. Реализация дифференцированного подхода в обучении позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях.

Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью.

Ученики с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнять многие задания, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с высокой мотивацией тоже нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, требуется дифференцированный подход к учащимся. Именно он является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

С моей точки зрения, дифференцированное обучение преследует цель оптимальной организации обучения, возможной благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого ученика; задачу — определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

При внедрении дифференцированного обучения на уроках необходимо создать условия его осуществления:

  • глубокое изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся;
  • умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся учащихся;
  • составление технологической карты;
  • умение «спрограммировать» обучение учащихся (в идеале каждого ученика);
  • организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решении задач;
  • осуществлении оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке (взаимоотношения учителя и ученика), которая расковывает учащихся;
  • создание мотивации успешности учения;
  • активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • выявление и оценка способ учебной работы;
  • обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.

Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности.

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.

Целью образовательного процесса являются:

 

  • развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности;
  • оценка уровня ее проявления (высокая, средняя, низкая обучаемость);
  • анализ особенностей ее становления.
  •  

    Различия в познавательных способностях школьников наиболее отчетливо выступают именно в способах учебной работы, в которых реализуется субъективная избирательность школьника к содержанию, виду и форме предметного материала; выбору рациональных приемов выполнения учебных действий, гибкому их использованию по собственной инициативе, что и обеспечивает быстроту, легкость, прочность, продуктивность усвоения.

    Дифференцированный подход учителя к ученикам играет большую роль в развитии активности учения, усвоение знаний положительно влияют сформированные познавательные интересы у школьников.

    Тем самым, включение пассивных школьников в игровую деятельность способствует их активизации. А ученики, которые проявляются «страстное отношение к знанию» умеют длительно сосредоточивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную деятельность.

    У учащихся, у которых отсутствует целенаправленность, стойкие интересы, внимательность и настойчивость проявляется только в короткие периоды, у них низок уровень требований к себе.

    Но в практике обучения даже методически совершенные уроки, основанные на одних фронтальных формах работы, не приносят полного успеха, т.к. дети по-разному усваивают материал и неодинаково относятся к тому, что нужно узнать, понять, запомнить. Это объясняется наличием у школьника разных уровней обучаемости, темпов продвижения в усвоении учебного материала.

    Для осуществления дифференцированного обучения на уроке необходимо создавать условия, которые бы давали возможность учителю управлять процессом обучения.

    Оптимальное управление процессом обучения немыслимо без учета работоспособностью детей. В зависимости от уровня работоспособности ученики выполняют разный объем работы за одно и то же время и с разным качеством, что, безусловно, сказывается на качестве знаний.

    Высокую работоспособность имеют дети с положительной моральной направленностью.

    Приняв за два доминирующих качества в учебных успехах школьников — обучаемость и учебную работоспособность — то всех обучающихся я разделила на ряд типологических групп, поскольку эти группы за неодинаковые промежутки времени могут достигать высокого уровня знаний, то их подразделила по этому признаку на три ступени: высокую, среднюю, низкую.

    К ученикам с высоким уровнем обучаемости отнесем тех, которые свободно усваивают учебный материал, выделяют существенное, закономерное, общее, самостоятельно развивают на уроке раскрытые положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигая высокого уровня знаний за короткое время.

    К ученикам со среднем уровнем обучаемости отнесем тех, которые изучаемый материал усваивают после тренировочной работы, для достижения высокого уровня требуется более длительное время.

    К ученикам с низким уровнем обучаемости отнесем тех, которые усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, затрудняются выделить существенное, закономерное после общей тренировки, выполняют задания по аналогии, для достижения высокого уровня требуется более длительное время.

    В ходе учебной работы одинаково важно как формировать приемы мыслительной деятельности учащихся, так и повышать уровень работоспособности.

    В ходе наблюдений работе я выяснила, что степень познавательных интересов и уровень мотивации значительно влияет на уровень работоспособности, значит, при организации учебной работы следует внимательно заниматься воспитанием трудолюбия на основе повышения познавательных интересов школьников.

    Важно, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата.

    Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия:

     

  • Этап изложения новых знаний, умений (первичного воспитания материала).
  •  

    Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных учащихся.

    Можно использовать и такой прием: объяснить новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же, более развернуто и доступно.

    Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной — практическая работа на доске.

     

  • Этап закрепления и применения знаний и умений.
  •  

    Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы.

    Приведу типичные приемы и виды дифференцированных заданий.

    Я готовлю 3 варианта заданий.

    Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даются задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер.

    Некоторым учащимся оказывается помощь (в качестве вспомогательного средства используются схемы, чертежи, начало решения, теоретическая справка или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.). И только затем рекомендуются задания творческого характера.

    Для школьников с высокими и высшими учебными возможностями подбираю в основном задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.

    • Этап проверки и оценки знаний и умений.

    На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определенный уровень усвоения материала.

    В процессе обучения, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию.

    Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обогащающих своих наиболее слабых товарищей, часто ставят последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий ученикам, принадлежащим к разным типологическим группам.

    Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При этой работе каждый учащийся, постоянно преодолевая трудности, испытывает счастье удовлетворения от познанного, решенного, овладевает постепенно методами познания.

    Повысился и познавательный интерес детей к изучаемому материалу и самое важное в том, что при дифференцированном обучения создаются оптимальные условия для активной деятельности всех учащихся.