Знакомые сказки

Автор: Копейкина Ольга Николаевнавоспитатель МДОУ «Детский сад №5 «Ромашка» ГО ЗАТО Светлый Саратовской обл.

Цель: вызывать положительный настрой  на театральную деятельность, активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

Задачи:

1. Образовательные:

  • продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, используя: элементы драматизации, кукол бибабо, фланелеграфа, кукол настольного театра;
  • активизировать словарь (театральная труппа, бибабо, фленелеграф, драматизация);
  • учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

2. Воспитательные:

  • воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;
  • воспитывать интерес и любовь к театру и театральной деятельности;
  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

3. Развивающие:

  • развивать интонационную выразительность речи,  фонематический и музыкальный слух, внимание, зрительное восприятие;
  • развивать способность к образному перевоплощению.

4. Здоровьесберегающие:

  • создание на занятии психологического комфорта на занятии по средствам: рационального сочетания разных видов деятельности, использование музыки, психогимнастического этюда, физкультминутки.

Материал и оборудование: фланелеграф и картинки для сказки, куклы для настольного театра, шапочки для героев сказок, кукла бибабо Петушок

Предварительная работа:  Чтение, беседы по сказкам. Рассматривание кукол, составление описательных рассказов. Постановка этюдов на выразительность пластики и эмоций. Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов о театре. Ознакомительные постановки сказок с использованием различных видов театров.

Ход занятия

(Дети садятся полукругом на стульчики.)

Вос: Ребята у нас с вами будет не обычное занятие, на этом занятии мы будем не детьми детского сада, а театральной труппой. А что такое театральная труппа? (отвечают дети: это коллектив артистов, работающих в одном театре)

Правильно, мы сегодня с вами будем актёрами театра, но для начала давайте вспомним какие виды театров мы с вами знаем? (ответы детей: пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр кукол бибабо, драматизация).

Дети скажите как можно выразить характер и эмоции кукольного героя? (ответы детей: голосом, низкий – высокий, громкий тихий, говорит медленно - быстро). Правильно, а если это кукла бибабо? (ответы детей: то через движения, жесты).

Скажите, а когда мы играем роль сами как мы можем предать характер и эмоции персонажа? (ответы детей: голосом, жестами, мимикой). 

Психогимнастика.

(воспитатель показывает детям схемы изображающие различные эмоциональные состояния: радость, грусть, удивление, злость, дети изображают их мимикой).

Давайте ребята с вами попробуем изобразить различные эмоции, я буду показывать различные лица, а вы должны сказать, что выражает это лицо и изобразить его.

Ребята, мыс вами хорошо по тренировались, а теперь давайте в месте  с вами покажем небольшое представления для наших гостей. А чтобы узнать какая сказка будет первая вы должны отгадать.

Жили-были семь ребят —
Белых маленьких (козлят).
Мама их любила,
Молочком (поила).
Тут, зубами щелк да щелк,
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом (запел).
Как коза запел тот зверь:
— Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(«Волк) и (семеро козлят»). 

 (воспитатель читает загадку, дети договаривают нужные слова, отгадывают загадку и называют название сказки)

Сценка «Мама-коза приходит домой»

Коза.

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла – молока принесла,
Течет молочко по вымечку,
Из вымечка в сыру землю. 

Козлятки (делают воображаемые действия – отпирают дверь). Мама, мама!

Коза. Вы, козлятки, узнали меня?

Козлятки. Да!

Коза. А каким голосом я пела?

Козлятки. Тоненьким.

Коза.  Покажите, как пела.

Козлятки (подражая маме, тоненько). Козлятушки, ребятушки…

Коза.  А волку вы не открывали?

Козлятки.  Нет!

Коза.  А волк каким голосом пел?

Козлятки. Грубым.

Коза. Покажите, как он пел.

Козлятки (подражают волку, грубо).  Козлятушки, ребятушки…

Коза. Вы – послушные козлятки, идите в дом, играйте, а волку дверь не отпирайте.

(Давайте по аплодируем нашим артистам. Дети кланяются и садятся на места)

Вос. Дети послушайте следующую загадку.

Кто любил играть и петь?
Два мышонка — Круть и (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу (водил).
Намелил муки мешок?
Это Петя-(Петушок).
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
— Что вы делали, мышата,
От рассвета до (заката).
Веселились целый день,
Вам работать было (лень)!
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок,
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите («Колосок»)!

Вос. А теперь артисты нашего театра покажут вам сценку из сказки «Колосок». 

Сценка по сказке «Колосок»

(ребенок берет куклу бибабо Петушка, еще двое одевают шапочки мышат) 

Петушок. Ку-ка-ре-ку!!!! 

Мышата.(сонно) 

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Петушок. 

Я – петушок,
Золотой гребешок,
рано-рано встаю,
 голосисто пою,
Всех на работу зову.
Ку-ка-ре-ку!!!

(просыпаются, мышата убегают на свои места)

 (Давайте по аплодируем нашим артистам. Дети кланяются и садятся на места)

(воспитатель читает загадку, дети называют сказку «Гуси-лебеди»)

Вос. Следующая загадка. Внимание!

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали.
(Гуси- лебеди.)

Вос. Правильно, а скажите, пожалуйста, какой персонаж этой сказки живет в темном лесу? (ответ детей: Баба Яга) Давайте расскажем все вместе про неё.

(Физкультминутка «Баба Яга»)

В темном лесу
(качают вытянутыми вверх руками)
Есть избушка,
(руки виде крыши)

Стоит задом наперед.
(хлопают в ладоши)

А в избушке той
(руки виде крыши)

Старушка,
(качают головой)

Бабушка-Яга
(повязывают платок)

Живет
(вытягивают руки вперед, раскрыв ладони)

Нос крючком,
(рукой к носу сгибают указательный палец)

Глаза как плошки,
(прикладывают кулаки к глазам)

Словно угольки горят
(качают головой)

И сердитая,
(грозят правой рукой)

И злая
(грозят левой рукой)

Дыбом волосы стоят!
(руки над головой, растопыривают пальцы)

Когти острые как у кошки,
(сгибают и разгибают пальцы)

И всего одна нога
(поднимают одну ногу)

Не простая, костяная.
(грозят пальцем)

Вот так Бабушка – Яга!
(хлопают по коленям двумя руками)

На фланелеграфе выложена сцена с избушкой бабы Яги. Двое детей выходят и продолжают рассказ сказки совместно с воспитателем, выкладывая нужные эпизоды на фланелеграфе.

(Давайте по аплодируем нашим артистам. Дети кланяются и садятся на места) 

(воспитатель читает загадку, дети называют сказку «Колобок»)

Вос. Следующая загадка. Внимание! 

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка?….

Сценка из сказки «Колобок» (настольный театр)

На столе выложена сцена из сказки «Колобок». Четверо детей выходят и продолжают рассказ сказки совместно с воспитателем, выкладывая нужные эпизоды на настольном театре.

(Давайте по аплодируем нашим артистам. Дети кланяются и садятся на места).

(Под музыку дети строятся полукругом.)

Вос. Ребята, понравилось ли вам наше занятие? (ответ детей: да) А что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей: ) Ребята, давайте с вами вспомним какими видами театральной деятельности, мы занимались на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей: драматизация, фланелеграф, настольный, бибабо) 

Ребята, как вы думаете, а нашим гостям понравилось наше представление? А как мы можем это узнать? (ответы детей: по громким аплодисментам)

(аплодисменты, дети под музыку выходят)