Развитие мультимедийных технологий и активное внедрение их в образовательный процесс таит в себе как плюсы, так и минусы. С одной стороны, массовая компьютеризация вносит в скучный школьный урок элемент новизны, эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс, активизирует мыслительную деятельность детей, развивает их творческие способности.
Однако все эти технические новинки начинают негативным образом сказываться на здоровье преподавателей и учеников. В силу этих причин здоровьесберегающие технологии в школе становятся на сегодняшний день как никогда актуальными.
Опытный педагог сегодня должен научиться тесно взаимодействовать с родителями своих учеников, с коллегами и медицинскими работниками, чтобы спланировать свою работу с учетом приоритета укрепления и сохранения здоровья детей.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике понимают комплекс определенных методов и приемов работы с учетом сбережения здоровья, которые можно реализовать в рамках обычного урока. Под здоровьем школьный учитель обязан понимать не только физическое, но еще и социальное, психическое и даже нравственное состояние ребенка.
Педагогика здоровьесбережения должна гармонично реализовываться сразу в трех направлениях. Первое направление — медико-гигиеническое, предполагает осмотры детей медицинским работником, контакт медика с классным руководителем. Вторая линия — физкультурно-оздоровительная. Здесь приоритет остается за уроками физической культуры, физкультминуткам на уроках. Третье направление — экологическое, учитель должен наладить гармоничные взаимоотношения каждого ученика с миром природы.
Здоровье отдельного учащегося оценивается по целой группе критериев. Следует оценить уровень работоспособности ребенка, выявить возможные и видимые дефекты, проанализировать двигательный режим и питание в течение дня, проконтролировать уровень личной гигиены и процедур закаливания.
Все здоровьесберегающие технологии действуют по принципу «Не навреди!», которому должны следовать не только все медицинские работники, но и учителя. Несомненно, педагог должен выдать минимальный объем знаний, но для каждого конкретного ученика его уровень и объем может отличаться. Педагог обязан владеть знаниями по гигиеническим нормам, связанным с длительностью занятий, условиям оборудования классной комнаты, режимом.
Основная учебная деятельность должна быть посильной для каждого ученика, а отдых — полностью восстанавливать уставший организм. При составлении расписания занятий важно соблюдать учет биологических ритмов каждого человека.