Автор: Наянова Марина Александровна, учитель истории МКОУ СОШ с.Бутурлинка Еккатериновского района Саратовской области
Предметная область: общественно-научные предметы.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип урока: освоение новых знаний.
Задачи урока: расширить представление учащихся о жизни в Афинах, познакомить их с развитием ремесел и искусства.
Оборудование: презентация, современный вид афинского Акрополя, Парфенон, Эрехтейон, богиня Афина, греческие керамические сосуды,
Картина " Афинский акрополь", карта.
- постановка проблемного задания
- подготовка к восприятию нового материала
- представление индивидуального задания (с элементами драматизации), беседа.
- изучение нового материала ( работа с учениками, беседа)
- закрепление материала и первичный контроль (словесная эстафета)
- домашнее задание
План изучения нового материала.
1) Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии
- природные условия
- торговые связи
- государственное управление
2) Район гончарных мастерских — Керамик
3) Сердце Афин — Агора
4) Архитектура Акрополя
- Парфенон
- Эрехтейон
Эпиграф урока: Нет, тот не гражданин кто не спешит
Помочь Отчизне, торопясь вредить ей
Себе-во благо, городу весь вред. ( Аристофан)
Учитель: Представьте, что сейчас вы находитесь не в классе, а в Аттике (покажите на карте). Вы не ученики, а афинский народ (демос). Некоторые ребята получили домашнее задание, они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них ответить.
1 ученик: — Я прибыл из страны большого Хапи. Что это за страна? Как называете вы ее, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?
2 ученик: Я приехал из Финики. В глубокой древности Финикия и соседние области носили название Ханаан. В переводе с греческого финикийцы — это красноватые. Почему вы нас так назвали? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что кроме тканей я привез? ( стекло, бусы, вино, рабов)
3 ученик: Я прибыл из Вавилона? Что мы называем морем Восхода и заката? (Персидский залив и Средиземное море). Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги? За что я заплатил? Как называется плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят деньги в казну Афинского государства? (и переселенцы)
Переходом к изучению новой темы служит просьба купцов рассказать им о городе Афины.
Рассказ учителя об истории Афин.
Главный город Аттики — Афины, одно из самых древних городов Европы, возник в 5-6 км от моря. Жители боялись внезапных наводнений и пиратов. На равнине располагался обрывистый холм с крутыми берегами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными — стенами Акрополь. Афины быстро росли, на Акрополе не хватало места и люди стали селиться у подножия. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался " Керамик" (по-гречески «керамос»- глина). (Презентация)
Ученик, играющий гончара рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах.
«Купцы» вновь задают вопросы:
— В мастерских работают и рабы и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, и подносят топливо к печи, а творческую работу, например роспись ваз выполняют только свободные граждане. Почему?
Рассказ учителя об Агоре.
Вопросы: Подумайте, какие товары на рынке были в изобилии , а чего всегда не хватало? ( плохо росли ячмень и пшеница)
Учитель предлагает «купцам» вернуться к высокому холму в центре города.
Организуется беседа с демосом.
— Примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы)
— Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (крутые склоны, только 1 тропинка, ведшая внутрь стен)
— В 5 веке до н. э персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? Он приказал разрушить все постройки и сжечь город. Но афиняне построили Акрополь заново. Статуя Афины — архитектурный центр Акрополя. Она называется Афина — воительница.
Главный храм города — Парфенон_ посвящен богини Афине. Слово «парфенос» — по-гречески значит " девушка«. У Парфенона 4 портика.
Что такое портик? Прочтите в учебнике.
Что такое фронтон? Прочитайте в учебнике.
Приглядимся к западному фронтону. Что изображает эта группа статуй ( Афина спорит с Посейдоном)
— спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города. ( Учащиеся разыгрывают пантомиму спор Афины с Посейдоном)
Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: Если ты не видел Афин — то ты мул; а если видел и не восхищен то ты осел.
Закрепление:
«Словесная эстафета» — ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока.
Задания в рабочей тетради стр. 26
Заполнить контурную карту «город Афины в 5 веке до н. э»
Домашнее задание
Подготовить рассказ о городе Афины.