Школьные учебники составляются учеными людьми для школьников различных возрастов по принципу лесенки. Если объяснить доступнее — необходимые знания по одной тематике нужно систематизировать и разделить, по нарастающей лестнице на десять или одиннадцать учебников, соответственно, снизу вверх, с первого по десятый класс, и получатся учебники. Для того чтобы материалы хорошо усваивались, учебники подразделяют на несколько четвертей.
В каждом учебнике целенаправленные тексты и задания для обучения написаны с учетом возрастных и социальных особенностей, для определенной читательской аудитории. Также учебники должны быть написаны лаконичным и понятным языком. Учебники — это своеобразный научный труд, а не развлекательные книги.
В любой стране производство учебников контролирует лично государство. Правительство тщательно следит за содержанием учебных пособий, помогающих вырастить и воспитать экономическую сферу страны. Это не значит, что все учебники написаны сухим неинтересным стилем, типографии выпускают также методические и учебные пособия с различными уклонами. Первыми «учебниками» в России можно назвать Библию и Псалтырь. Затем ученые мужи задумались о методических материалах для массового образования. Вскоре выпуск учебников начал набирать обороты, даже взрослые люди стремились к просвещению и запоем читали новые учебники, обогащаясь знаниями.
В наше время нет таких глобальных проблем, как неграмотность, благодаря разработанным учебникам для школ и университетов. Мы не испытываем недостатка в научно-образовательной литературе. Поколениями учебники писались и переписывались, совершенствовались и расширялись. В современных школах выдают практически идеальные по смысловому содержанию пособия, проверенные не одним поколением учеников.