Еще В. А. Сухомлинский предложил понятие «школа радости». Ожидание радости является источником движения вперед. Чувство радости возникает от сознания достигнутого, окрыляет любого человека, тем более ребенка. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому школьнику ситуацию успеха, дать возможность почувствовать радость достижения, поверить в себя. В этом и заключается проявление истинного уважения к личности воспитанника.
Иногда даже разовое переживание успеха изменяет психологическое самочувствие ребенка, его взаимоотношения с окружающими, служит «пусковым механизмом» для дальнейшего развития. Но успех может быть как действительным, оказывающим благотворное влияние на личность, так и мнимым и даже нежелательным. Бывает, что успех достигается аморальными или опасными средствами.
Ситуация успеха может быть создана в разных видах школьной деятельности: учебной, спортивной, внеклассной. Но именно учебными достижениями ребенка, прежде всего, определяется его отношение к педагогам, родителям, сверстникам и к самому себе. В конечном итоге они влияют на нравственное развитие школьников, особенно подростков.
Существует несколько вариантов ситуации успеха:
- «сбывшаяся радость», когда учебный результат соответствует ожиданиям школьника
- «неожиданная радость», в случае, когда результат превзошел ожидания
- «общая радость», когда успех ребенка хорошо воспринимается людьми, чьим мнением он дорожит
- «семейная радость», в данной ситуации успехи школьника радостно переживаются его семьей
- «радость познания», когда ученик испытывает удовлетворение не только от результата, но и от процесса учения.
Конечно, данная классификация носит ориентировочный характер, но она может служить отправной точкой для разработки педагогом конкретных путей создания ситуации успеха.