Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся в настоящее время является проблемой государственного масштаба. Сегодня необходимость и важность организации работы по оздоровлению учащихся диктуется ухудшением здоровья школьников, что осложняет процесс обучения и снижает качество образования. И в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». По данным Института Возрастной физиологии РАО, около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.
Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.
Тема здоровьесохранения является центральной и в национальном проекте «Наша новая школа», и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Запрос общества к современному выпускнику достаточно высок (качества модели выпускника отражены в разделах «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»). На мой взгляд, совершенно ясно — нельзя достичь данных планируемых результатов с нездоровыми детьми. Задача педагога сегодня — не заставить учиться, а ежедневно создавать условия для формирования метапредметных и универсальных учебных действий. Такое обучение предполагает переработку школьником большого объёма информации, мобилизации всех внутренних ресурсов. И важно, чтобы дети при таких условиях не переутомлялись на уроках и не пребывали в состоянии стресса, а, напротив, продуктивность их деятельности возрастала. А это невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Успешную социализацию в среднем и старшем звене, вообще в жизни рассматриваем как проявление здоровьеориентированной деятельности в школе на начальной ступени обучения. «Кто не думает о далёком будущем, тот не имеет его» — говорили древние. А наше будущее в образовании — это компетентностно-ориентированный подход в обучении. Именно этот подход, предполагающий ориентацию на систему компетенций, положен в основу современных образовательных стандартов большинства развитых стран. На мой взгляд, подготовка компетентного ученика, способного решать проблемы различной степени сложности на основе приобретённых знаний, умений и навыков, является одной из целей компетентностно-ориентированного обучения. Компетентностный подход делает акцент на выработку у учащихся жизненного опыта, при этом особое внимание уделяется формированию способности эффективно действовать в новых, нетипичных проблемных ситуациях. Изучая теорию вопроса, открыла для себя, что данная тема нашла широкое отражение в трудах наших соотечественников (Строковой Тамары Александровны, Зимней Ирины Алексеевны, Балл Георгия Алексеевича, Фридман Льва Моисеевича, Матюшкина Алексея Михайловича). Мне же больше импонирует позиция Строковой Т.А., которая рассматривает компетентность как сложное личностное качество. Данное качество — это общая способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения, социальных отношений. Учитывая, что «компетентность — это связующее звено между личностью и ситуацией» (Л.Ф.Бурлачук), основными, постепенно усложняющимися компетентно-ориентированными технологиями будут: технология моделирования ситуаций (рассмотрение учебных ситуаций, включая воспитательные) — обобщённая технология проблемного обучения (рассмотрение проблемных ситуаций, проблем, выдвижение и проверка гипотез и т.д.) — обобщённая задачная технология (постановка и решение задач) — технология образовательных проектов (технологии «метода проектов»), включающая на уровне минипроекта постановку и решение познавательной проблемы.
Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти 10% от того, что он слышит, 50% от того, что он видит и 90% от того, что он делает. В основе моего педагогического опыта лежит компетентностно-ориентированный подход. Я считаю, что новые стандарты образования связаны, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. У учителя сейчас новые функции: учитель — собеседник, исследователь, режиссёр, тьютор, человек, создающий условия для учения. Позиция ученика тоже меняется — из объекта обучения он становится субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём. В учебном взаимодействии приоритетным становится творческое и раскрепощающее общение, свободный контакт ученика с учителем (и это тоже имеет положительное отражение на здоровье). Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя их этого, я — как учитель и классный руководитель, должна не только обучить, но и создать условия для сохранения и укрепления здоровья.
Исходя из выше изложенного, определена цель моей деятельности: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младшего школьника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Совершенствовать организацию образовательного процесса через внедрение новых педагогических технологий, в том числе и здоровьесберегающих;
- Привлечь досуговые центры города для оздоровления учащихся и родителей в роли союзников в вопросах формирования ЗОЖ;
- Превращать охрану здоровья в одно из приоритетных направлений работы класса.
Какие же результаты ожидала получить?
- повышение собственной педагогической, психологической, здоровьесберегающей компетенции;
- организация межведомственного взаимодействия и тесного взаимодействия с родителями, обеспечивающие укрепление здоровья участников образовательного процесса;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (а также использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс — уровневой дифференциации, проблемного обучения, групповых и игровых технологий и др.);
- повышение ответственного отношения у обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Для более глубокого изучения вопроса мной были пройдены дистанционные курсы повышения квалификации и выполнена выпускная работа по теме «Результаты оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения».
Общеизвестно, что немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. В своей практике использую различные приёмы.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке — юмор, доброе слово, приветливая улыбка, ласковое обращение к ученику по имени, весёлые динамические физкультминутки. И в этой связи я помню самый первый из десяти секретов здоровья, высеченных тибетскими монахами на скале. Это секрет доброты. Он состоит в том, что без него результаты не принесут пользы.
Второй прием — возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием — «возбуждение умственного аппетита» через выбор задания различного уровня сложности, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием — я бы его назвала «И опыт — сын ошибок трудных...» когда вместе с учениками радуемся красивому решению задачи, переживаем неудачи, находим конструктивный выход из сложившейся ситуации, радуемся успехам. Очень важно, что школьники учатся воспринимать неудачи, как естественный фактор поиска правильного ответа.
Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50%, А изменить свой образ жизни, как известно, наиболее трудно. Нести ответственность за своё здоровье нужно учить с детских лет.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с применением ИКТ. Использую элементы самомассажа, помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания, пальчиковую гимнастику. Кроме того, я систематически перемещаюсь по классу, чтобы ученики делали больше движений, чаще поворачивались в разные стороны.
Понимая, что физминутки на уроках, работу на офтальмотренажёре, классные часы проводят многие, хотела подробнее остановиться на других формах. Очень интересным и эффективным, на мой взгляд, является метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.
В настоящее время со своими учениками работаем над проектами. С первоклассниками работаем над проектами «Молочные продукты — здоровье для человека» и «Каша — матушка наша», а с учениками 3 класса «Да здравствует мыло душистое!».
С учениками 1 класса ищем ответ на вопрос: полезны ли молочные продукты и нужно ли есть кашу утром? Что нужно для получения молочных продуктов? Мы организовали экскурсию на ферму и молочный завод, увидели, как проходит дойка, как молоко попадает на молокозавод, как обрабатывается, что добавляют в него, чтобы получить кефир, сметану, творог, ряженку, как фасуется продукция в пакеты и как она попадает на прилавки магазинов. После экскурсии на ферму, мы посчитали сколько в среднем литров молока даёт корова за сутки, высчитали это в стаканах, а после уроков сделали макет из стаканчиков, выполненных в технике оригами. Объединившись (классный руководитель+ученики+родители), организовали выставку поделок из бросового материала, а в настоящее время сочиняем мини-истории про молочные продукты. Хочется отметить, что родители стали нашими союзниками и с энтузиазмом поддерживают начинания классного руководителя и своих детей. Команда первоклассников и родителей на городской игре «Вкусные старты» продемонстрировали результаты работы по данной теме. Как заключительный этап данного проекта — будет выступление агитбригады в холле школы. Родители выступали на городском конкурсе «Питание и здоровье», агитбригада класса пропагандировали правильное питание, в частности необходимость употребления каш. Дети подготовили мини- спектакль «Тарелка каши».
С третьеклассниками увлеклись изучением такого вопроса, как получение мыла в домашних условиях. В преддверии праздников это очень актуально: при минимальных материальных затратах получить максимум радости и удовольствия, кроме того, родители на праздник получат не только поздравительную открытку, сделанную своими руками, но и милый презент. Среди жителей района, педагогов и одноклассников мы провели опрос и выяснили критерии, которым они отдают предпочтение при покупке мыла в магазине. Мы изучили литературу и сейчас знаем историю появления мыла, а также можем рассказать свойства различных видов мыла.
Кроме этого, сейчас готовим сборник стихов и сказок о мыле, родители помогают выпустить буклет «Секреты здоровья». Замечу, что именно родители рисуют, подбирают материал, распечатывают его, оформляя стенд в классе «Беседы о здоровье». Инспектор ДПС и медсестра из больницы — организаторы классных часов по здоровью.
Остановлюсь на последнем анкетировании, которое проводилось с детьми с целью анализа знаний основ ЗОЖ, а также изучения отношения учащихся к своему здоровью. В ходе анкетирования просматривались: знания правил пользования средствами гигиены, осведомлённость о правилах организации режима питания, знания правил гигиены. В анкетировании принимало участие 23 человека. Проведённый анализ позволил определить уровень знаний и умений, а также применение знаний ЗОЖ на практике, как каждым ребёнком, так и всем коллективом класса. В классе уровень знаний в области ЗОЖ достаточный (суммарный балл 27-29). Из 23 опрошенных у 13 человек (57%) уровень знаний в области ЗОЖ высокий, у 9 человек (39%) — достаточный, у 1 (4%) — недостаточный.
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни проходят и во внеурочное время. Это организация экскурсий, подготовка выступлений агитбригад на основе принципов здоровьесбережения, акции, посещение театров. Данная организация деятельности развивает творческий потенциал детей, снимает стресс и повышает интерес и мотивацию к обучению. В результате формируются коммуникативные универсальные действия, познавательные и личностные.
С учащимися набора 2011 года организована внеурочная деятельность по межведомственной модели, когда занятия проводят педагоги музыкальной школы «Этюд». Это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, а, кроме того, оказывает положительное влияние на здоровье первоклассников. Во-первых, посещение филармонии, концертных программ в школе искусств обогащает духовно и приводит к гармонии, во-вторых, и осанка музыканта, и правильное дыхание обеспечивают чёткое функционирование органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
За активное сотрудничество и творческий подход награждена благодарственными письмами МЛПУ «Когалымская городская больница» и инспекцией ГИБДД г. Когалыма. Сейчас я живу и работаю в Тюмени и уже награждена благодарственным письмом Тюменской областной больницы (детское отделение) за организацию волонтёрского движения. Мы каждую четверть вместе с учениками и родителями организовывали концертные программы для детей, находящихся на стационарном лечении. Как классный руководитель, приняла участие в городском конкурсе на соискание гранта Главы города Когалыма и стала победителем в номинации «Самый классный классный...»
Анализ проделанной работы предыдущих лет и учет индивидуальных особенностей нынешних первоклассников позволил определить перспективное направление работы. В предыдущей программе содержание работы больше было направлено на сохранение физического здоровья. С первоклассниками набора 2011 года вижу необходимость углубления работы в отношении эмоциональной составляющей здоровья детей.
В заключение хочется сказать, что для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии — важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении, на мой взгляд, является наличие системности. А образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни, о чём сегодня уже говорилось. Пример такого образа жизни должны показать, прежде всего, родители и педагоги.