Автор: Богданова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ д/с «Радость» комбинированного вида структурное подразделение — д/с № 6
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Обучать в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке;
- Закреплять знание о составе чисел в пределах 10;
- Закреплять знания о последовательности дней недели;
- Закреплять умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности и внимания;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: " письмо«, замок с геометрическими фигурами, 6 бумажных цветов, сундучок с тетрадями.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрические тела — шар, конус, цилиндр, куб, карточки —схемы фигур, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для выкладывания дорожки, корзины для геометрических фигур, простые карандаши.
Ход занятия:
— Ребята, я очень рада вас видеть. Подходите ко мне и вставайте в круг.
Собрались все дети в круг, я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
Подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им свою улыбку.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте сделаем небольшую пальчиковую гимнастику:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
1,2,3,4,5! Начинаем счет опять —
5,4,3,2,1- дружно мы в кругу стоим!
— Молодцы! Ребята, садитесь на ковер.
— Вы знаете, сегодня утром на столе я нашла конверт, который адресован детям старшей группы № 3. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри?! Ой, тут письмо! Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его и тогда нам станет все ясно.
«Дорогие ребята, здравствуйте! В нашем королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, как правильно выполняли различные задания. Поэтому, колдовские чары можете снять только вы, выполнив все задания. Пожалуйста, помогите нам!
Королева Математики и жители королевcтва»
— Ну, что, ребята, поможем жителям математического королевства? Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
А отправимся мы с вами по дороге, которую нам самим придется выложить из геометрических фигур. Посмотрите, как чередуются по форме геометрические фигуры?
— Круг, треугольник, квадрат.
— Правильно, продолжаем выкладывать дорожку самостоятельно, не забывая правильно чередовать фигуры.
— Ребята, посмотрите, дорожка привела нас к воротам, на которых висит замок. Злой волшебник повесил огромный замок на ворота королевства. Чтобы его открыть, нам надо догадаться, какая из фигур лишняя.
На замке изображены различные геометрические фигуры(квадраты, треугольники, прямоугольники и круг.
— Какие вы видите фигуры на замке? Есть среди них одинаковые фигуры? А чем фигуры отличаются? Какая же фигура лишняя?
— Круг, т.к. не имеет углов.
— Молодцы! Справились с заданием, замок открыт и можем зайти в математическое королевство. Нас ожидает первое задание, которое мы должны будем выполнить за столами. Проходите, пожалуйста, на свои места и присаживайтесь.
1 задание.
— Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите, пожалуйста, каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему.
дети выкладывают числовой ряд при помощи заготовленных цифр от 1 до 10.
— Таня, посчитай, пожалуйста, числа по порядку, так, как ты их расставила.
— Даша, попробуй посчитать по-другому, от большего к меньшему, обратный счет от 10 до 1.
— Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5;
— какое число вы поставили между числами 7 и 9;
— какое число вы поставили между числами 1 и 3;
— какое число вы поставили между числами 4 и 6;
— назовите соседей числа 6;2;4;8;
— назови число, которое больше числа 3 на 1;
— назови число, которое больше числа 5 на 2;
— назови число, которое больше числа 7 на 1.
— Молодцы! Отлично справились с заданием! Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. А я читаю следующее задание.
2 задание:
— Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Подскажите, что показывают эти знаки. Как они называются?
— Знаки нужны для того, чтобы сравнивать числа, а называются знаки — «больше», " меньше", "равно«.У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
4 5 3 2
9 9 6 7
5 6 1 2
Дети выполняют задание.
— Отлично, математические знаки вспомнили свое предназначение — сравнивать и показывать, какое число больше, меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и благодарят вас за помощь.
3 задание:
А сейчас, давайте ребята немного отдохнем. Вставайте из-за столов и выходите ко мне. Нас ждет физ.минутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше подтянитесь
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, пола ручками коснитесь.
Сели- встали, сели- встали и на месте поскакали.
4 задание:
— Королева Математики во всем любит порядок. Вот только злой колдун перепутал все дни недели и теперь жители не знают, какой сегодня день недели, какой будет завтра и какой был вчера. Полный беспорядок произошел в королевстве. Давайте поможем навести порядок и сопоставить порядковый номер с днем недели?!
(на доске дети выполняют задание).
— Замечательно справились с заданием! Спасибо! А теперь следующее 5задание-испытание. Выходите на коврик, вставайте в круг и мы с вами поиграем в игру «Верно — неверно». Нам нужно исправить ошибки, которые злой колдун специально кое- где оставил. Но, самое главное правило — выкрикивать нельзя. Нужно хлопать в ладоши, если вы считаете утверждение правильным, качать головой — если утверждение колдуна не правильное. Договорились?! Будьте внимательны!
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником — среда;
- после субботы наступает воскресенье;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета;
- сегодня вторник.
Молодцы! И с этим заданием вы справились! А теперь закройте, пожалуйста, свои глаза. Я сосчитаю до 6, ваши глаза отдохнут и снова помогать нам начнут.
(педагог в это время выкладывает заранее подготовленные цветы с задачками)
— Королева Математики любит не только цифры и знаки, но и цветы. Посмотрите, какие чудесные цветы перед нами, но злой колдун и их заколдовал. На каждом цветке записана занимательная задача. Берите по 1 цветку и подходите ко мне, будем решать задачи и находить соответствующую запись-выражение к задаче.
6 задание:
1. На улице 2 петуха между собой дерутся,
А еще 4 — за кустом смеются.
У кого ответ готов, сколько будет петухов?
2+4=6
2. Три больших, три маленьких,
Маленьких — удаленьких-
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
3+3=6
3. Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядках, 2- во ржи
Сколько их всего, скажи?
6+2=8
4. Пять сорок прилетели на урок,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
5-1=4
5. Привела гусыня- мать
Семь детей на луг гулять,
Все гусята, как клубочки:
Шесть сыночков,
Сколько дочек?
7-1=6
6. У пенечков семь грибочков,
А под елкой- три.
Сколько же всего грибочков
Быстро мне скажи?
7+3=10
7. У одного цветка четыре лепестка,
А сколько лепестков у двух таких цветков?
4+4=8
— Вот это — молодцы, дети 3 группы! Действительно, очень хорошо вы умеете решать задачки.
7 задание:
— Ребята, а вы знаете, что в любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они тоже есть и они называются — «геометрические тела». Но, к сожалению, и здесь злой колдун приложил руку и зашифровал их с помощью карточек — схем. У каждого на столе лежит заколдованная коробка, в которой находится сокровище — геометрическое тело. А вот какое, вы можете узнать только тогда, когда расшифруете схему. Подходите к столам и приступайте!
Дети выполняют задание.
— Ура! Вы справились с заданием и все сокровища на месте. Молодцы! ВЫ выполнили все задания, прошли через все испытания и навели порядок в математическом королевстве. Злые чары сняты! Королева Математики и жители королевства очень рады, что вы любите математику, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Королева вам очень благодарна за помощь!!!
— Ребята, а вам понравилось наше сегодняшнее математическое путешествие?
Что вам было особенно легко? А что показалось трудным?
— Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были Максим, Танюша, Никита и Дашенька.
А королева Математики в благодарность вам за помощь оставила сундучок с сюрпризом. Заглянем в него?
— Посмотрите, здесь тетради в клеточку для заданий по математике от самой Королевы!!! Королева прощается с вами и надеется на скорую встречу!