Автор: Никитина Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ "Кадетская школа-интернат" г.Болгара
Урок обществознания.
Цели: познакомить с сущностью основных нравственных категорий темы; формировать умения аргументировать свой выбор, оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа; развивать коммуникативную компетенцию.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель просит выступить учащихся по теме домашнего задания. Оценивается как содержание, так и техника выступления.
Вопросы ученикам(8 минут):
- Что такое нравственные категории и какие они бывают?
- Назовите мне примеры позитивных и негативных качеств.
- Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрым так и злым?
- Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными?
- Как вы думаете, может ли существовать одно добро в обществе?
- Что же такое добродетель?
- Приведите примеры добродетели
- Почему люди зная о добродетелях поступают порочно?
- Что такое милосердие, прощение?
- От чего, как вы думаете зависит милосердие?
III. Изучение нового материала
План
1. Что такое счастье.
2. Удовольствие и гедонизм.
1. Что такое счастье
Итак, приступаем к новой теме и я попрошу вас сейчас поработать с таблицами, которые лежат перед вами. Вы должны ознакомиться с утверждениями о счастье.Далее в колонке "До" поставить плюсы,если вы согласны с утверждениемВ конце урока мы вернемся к таблице и заполним колонку "После"Работаем по карточкам (1 мин.).
О том, как трактует понятие «счастье» народ, говорят пословицы и поговорки.
-Хочу попросить Вас привести пословицы и поговорки о счастье и объяснить их смысл.
Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит, Легко найти счастье, а потерять и того легче, На чужом горе счастье не построишь, Не в деньгах счастье., Не быть бы счастью, да несчастье помогло, Не родись красивой, а родись счастливой, Счастье и труд рядом живут, Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает
После этого можно предложить работу с обучающими текстами.
- Прочитайте тексты и в структуре Таймд Пеа Шеа обсудите след.вопросы со своим партнером по лицу(по 1 мин):
1. Как понимает академик Д.С. Лихачев, что такое счастье?
2. Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, уровень счастья?
3. Почему не может быть вечного счастья?
4. Почему счастье - это всегда борьба?
В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Так вот задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное -счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.
Способы могут быть различными, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что всегда повышает уровень счастья, если они мудро решаются, то хотя бы в пределах своей семьи, в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в пределах окружения своих товарищей и знакомых можно повышать уровень счастья. Ведь у каждого есть такая возможность повышать созидательное начало в жизни.
Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Tворчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно.
Д.С. Лихачев
Завоеванное счастье ...Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам...
Тесним мы шведов рать за ратью:
Темнее слава их знамен,
И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен.
Счастье может быть только боевое, только завоеванное нами. Вечного, постоянного счастья не бывает. Нельзя быть счастливым, когда есть страдающие. Но можно быть счастливым чем-то, что сейчас добыто, получено.
Диктор телевидения в одной из передач останавливал людей на улице и спрашивал: в чем, по-вашему, состоит счастье? В ответ миллионы людей слушали детский лепет. Что-то вроде того: «Счастье - это когда мои девочки подрастут красивыми, здоровыми и хорошо выйдут замуж». Это все мещанство. И даже когда большие люди твердили: «Это гармония между чем-то и чем-то» - недалеко ушли.
Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастье рядом.
Д.С. Лихачев
Ну а теперь я хочу узнать что Зосим узнал от Никиты про счастье. А что Анна узнала от Саши про уровень счастья? Булат а ты что узнал от Егора?
В заключение учитель снова просит учащихся дать определение понятию «счастье» с учетом полученной учебной информации.
2. Удовольствие и гедонизм
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 121-123 (Кравченко) и отвечают на вопросы в структуре Таймд Раунд Робин(3 мин.):
1. В чем состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?
2. Каковы этические принципы гедонизма?
3. Каковы формы проявления гедонизма?
А теперь я хочу узнать что же вы узнали о гедонизме.
После завершения работы учитель организует фронтальную беседу и просит ответить на вопрос: 1.как можно охарактеризовать поведение гедониста.
IV. Закрепление изученного материала:
Итак, вернемся к нашим таблицам. Теперь проставьте свое мнение о счастье в колонке "После".
- Имеет ли право человек быть счастливым, если вокруг него есть несчастные люди?
- Чья позиция тебе ближе - оптимиста или пессимиста?
- Почему есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье»?
(После беседы можно провести тестирование.)
Teem 1
1. К материальной культуре относится культура:
а) техническая;
б) религиозная;
в) правовая;
г) научная.
2. Понятие «сверхчеловек» ввел:
а) О. Шпенглер;
б) Ф. Ницше;
в) Платон;
г) Г. Плеханов.
3. Каков один из выводов в философии скептиков?
а) мир справедлив;
б) нет добра;
в) красота спасет мир;
г) необходимо смирение.
4. К разновидностям духовной культуры относится:
а) правовая;
б) экономическая;
в) техническая;
г) материального производства.
5. Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей с помощью норм, называется:
а) массовой культурой;
б) моралью;
в) элитарной культурой;
г) благородством.
Тест 2
1. К материальной культуре относится культура:
а) экономическая;
б) нравственная;
в) эстетическая;
г) политическая.
2. Совесть можно интерпретировать как:
а) совокупность общечеловеческих ценностей;
б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;
в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними;
г) осознание личностью своих прав и свобод.
3. Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества - это:
а) образование;
б) религия;
в) культура;
г) наука.
4. К духовной культуре относится культура:
а) политическая;
б) экономическая;
в) техническая;
г) материального производства.
5. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется:
а) правом;
б) культом;
в)догмой;
г) моралью.
Правильные ответы:
Тест 1: 1а, 26, 36, 4а, 56.
Тест 2: 1а, 2 в, 3 в, 4а, 5 г.
Домашнее задание
1. § 15, по выбору выполнение практикума 1 или 2 (Кравченко).
2. С. 361-362 (Боголюбов).
3. Эссе:
• «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).
• «Право жить и быть счастливым - пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский).
Дополнительный материал
Знаете ли вы, что...
Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб, или каравай. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному, который, конечно, пока еще пил только молочко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».