Сценарий музыкального занятия в 1 классе «В музыкальном королевстве»

Автор: Сергадеева Анна Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ с.Святославка»

Цели и задачи:

  1. Способствовать формированию музыкальной культуры у детей через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.
  2. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, голосовой аппарат, музыкальную память.
  3. Познакомить с новым инструментом — скрипкой.
  4. Способствовать активному восприятию музыки, через самостоятельную творческую деятельность.
  5. Учить слушать живую музыку в исполнении детей детской музыкальной школы.

Ход занятия:

(В некотором царстве...)

Гляньте, а вот и сказочное королевство. Вы слышите, звучит музыка. (звучит музыка)

А пока звучит музыка, я вам расскажу, что произошло сегодня в музыкальном королевстве.

Ранним утром мимо замка проезжал прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая лилась из окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте.

(звучит музыкальное произведение для скрипки)

Принц был просто очарован. Ему очень хотелось узнать, что это за музыка? А главное что это за инструмент, который издаёт такие волшебные звуки. Он подъехал к замку, где его встретил старый слуга и проводил в королевский зал. Принц увидел красивую девушку, которая играла на небольшом красивом инструменте и водила по струнам какой-то волшебной палочкой, которая извлекала волшебные, певучие звуки.

— Вы наверно догадались, на чем играла принцесса Сольмина? (ответы детей) Правильно, на скрипке.

«Что это? Как называется этот удивительный инструмент?» воскликнул принц!.. «Скрипка!» — ответила принцесса.

Льются нежные звуки, играет рука,
И мелодия мчится по свету.
Это новая песнь — словно звуков река,
О, прекрасней мелодии нету!

играет на скрипке Склярова Полина

стих про скрипку читает Склярова Полина

Футляр мне мама подарила,
Я с радостью его открыла.
Под бархатистым покрывалом
Там мирно скрипочка дремала.

А к скрипке тоненький смычок
Прижался будто бы сынок.
Колки у скрипочки как ушки,
Блестят на маленькой макушке.

Четыре светлые струны
Слегка различной толщины
Натянуты на ушки эти,
Изящней скрипки нет на свете.

Вот какой удивительный этот инструмент. А наша сказка продолжается.

Принц, как только увидел принцессу и услышал её волшебную игру, сразу же влюбился. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но король сказал, что в их королевстве все очень любят музыку, многое о ней знают и умеют играть на различных музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ними справится, то получит в жёны принцессу Сольмину. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.

— Ребята, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей) Замечательно!

1 испытание — «Придворный оркестр»

Король пригласил в тронный зал принца и всех придворных и предложил создать большой королевский оркестр. Но придворных музыкантов было слишком мало. Принц предлагает и вам ребята присоединиться и стать придворными музыкантами и певцами. Ну что, хотите себя попробовать в роли придворных музыкантов? (ответы детей)

Принц и все придворные выбрали себе музыкальные инструменты. (детям раздаются музыкальные инструменты)

Но всё равно кого-то не хватает. Как вы думаете, кого? Кто управляет хором, оркестром? (ответы детей) Конечно, дирижёр. Я буду дирижёром. Очень внимательно следите за моими руками. Они вам помогут вовремя вступить и вовремя закончить играть. Но прежде чем мы начнем исполнять музыкальное произведение, давайте прогуляемся по ступенькам сказочного королевства.

распевание «Лесенка»

Вот мы и подготовили наш голос к выступлению

Ну что, поможем принцу исполнить просьбу короля? (ответы детей)

песня «Песенка — чудесенка»

2 испытание — «Угадай мелодию»

Как рассказал король: принцесса Сольмина очень любила гулять в королевском саду, где росло много красивых цветов и деревьев. Но одно дерево в этом саду было волшебным. И яблоки на нём тоже были волшебные. Каждое яблоко было музыкальным. Принцесса любила по долгу сидеть под музыкальной яблоней и угадывать мелодии.

Вот и следующее испытание для принца было, помочь принцессе угадать эти мелодии.

— Ребята, поможем принцу и принцессе с этим нелёгким испытанием?

проводится игра «Угадай мелодию»

3 испытание — «Угадайка»

В королевском дворце жил шут Добряк. Он был самый веселый и добрый во дворце. Но у него очень часто менялось настроение, и музыку он любил слушать такую же. Шут Добряк желаем загадать музыкальную загадку и нам с принцем. Мы должны определить на слух, какая по настроению звучит музыка. Пользуясь карточками с изображением грустного и веселого клоуна, вы должны показать какая по настроению звучит музыка и поднять нужную карточку.

(с помощью карточек веселого клоуна и грустного дети определяют лад)

«Угадайка» слушание мажорной и минорной мелодии

4 испытание — «Сказочное путешествие»

Следующим испытанием для принца было стать артистом — исполнителем для озвучивания сказки.

— Ребята, поможем принцу? (ответы детей)

Берите инструменты и слушайте внимательно. Мы сейчас разделимся на две группы. Одна группа будет озвучивать шелест листвы, а другая топот лошадей. Проявите смекалку в этом задании. Постарайтесь правильно сыграть свою роль и верно исполнить динамические оттенки (громко — тихо). А помогу вам в этом я. Я буду дирижером. И вы должны внимательно следить за движением моих рук. Как я уже говорила руки у меня волшебные. Они вам покажут, когда надо вовремя вступить и закончить и сыграть нужную динамику тихо или громко (Динамика — сила звука, громкость).

Как мы уже знаем у царя был прекрасный дивный сад. Там росло много деревьев. В ясную погоду они слегка шевелили листьями, а на ветру пели яркие шумные песни.

Любил царь балы проводить. Съезжались к нему со всех мест гости. Скакали лошади по полю, лесу, подъезжая к городу, мчались по каменным улицам.

Веселились гости во дворце, играли в оркестре, пели, танцевали.

(Звучит музыка М.Глинки «Арагонская хота»)

Но проходило время, гости садились в кареты и уезжали из дворца. Кони мчались, а прекрасный сад печально пел им вслед свои прощальные песни, как будто говоря: «До скорой встречи!»

Наступала полночь, царь становился печальным и с надеждой ждал новых встреч.

Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием.

5 испытание — «Загадки»

Принц от этих испытаний слегка устал и решил немного отдохнуть у небольшого озера, которое находилось недалеко от королевства. Когда он подошел к озеру, то услышал какие-то звуки и плеск. Эти звуки издавали рыбки, которые плавали в озере. Принц очень удивился и решил подойти поближе к воде. Рыбки еле слышно о чем-то разговаривали. Когда принц прислушался то понял что они загадывают друг другу загадки.

— Ребята, хотите поразгадывать?

Загадки

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь)

Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий. (Балалайка)

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка)

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое... (Пианино)

Веселятся музыканты,
Улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем,
Называется... (Мажор)

Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
Этот лад ужасно грустный,
Называется... (Минор)

Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его — молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон. (Колокольчик)

Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон!
Что звучит? (Металлофон)

6 испытание — «В гостях у танцмейстера»

Когда принц, с большим удовольствием отдохнув у озера, вернулся в замок, его встретил придворный танцмейстер. (Танцмейстер — человек, обучающий танцам. Учитель танцев.) Он предложил принцу пройти в зал, и показать, каким он бальным танцам обучен. Принц очень любил танцевать мазурку, вальс, польку и он с удовольствием это продемонстрировал. — Ребята, вас принц приглашает с ним исполнить замечательный танец Польку. Ну что ребята, принимаем приглашение?

Исполняется танец «Полька»

Я думаю, танцмейстер был доволен.

Молодцы, ребята! Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания.

Как вы думаете, какая самая лучшая награда для музыкантов, артистов? Конечно аплодисменты.

Вот мы с вами и побывали в музыкальном королевстве. А что нового мы сегодня узнали о музыке?

(ответы детей)

  1. Какой танец мы танцевали с придворным танцмейстером? (ответы детей) Правильно, польку.
  2. На каком инструменте сегодня играла Полина? (ответы детей) Правильно, на скрипке.
  3. Так же мы сегодня встречались с шутом Добряком. Какую по настроению музыку он для нас приготовил? (ответы детей) Конечно. У него сегодня было весёлое и грустное настроение. Поэтому он нам и давал слушать то весёлую, то грустную музыку.
  4. И так, сегодня мы угадывали музыку, (вопрос детям: а ещё чем занимались) а также играли на музыкальных инструментах, пели и отгадывали загадки.

— Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

Как вы думаете, кто из вас сегодня был самым активным, находчивым, внимательным? (ответы детей)

Сегодня вы все были молодцы. Все были активными, внимательными, находчивыми, артистичными.

Домашнее задание:

Ребята, я вас попрошу дома нарисовать рисунки к этой истории, а на следующем занятии мы все вместе их рассмотрим и самому достойному вручим ключ от музыкального королевства.