Реализация педагогического проекта «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Тиунова Лариса Дмитриевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино

В данном материале описана реализация педагогического проекта по нравственному воспитанию дошкольников через произведения художественной литературы.

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.

В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Дошкольники, в детском саду должны научиться и обладать определенными социально — личностными качествами:

  • определять «Что такое — хорошо, что такое — плохо?
  • проявлять нравственные привычки — вежливость, доброту и отзывчивость и др.
  • знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
  • иметь адекватную самооценку к самому себе.

И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.

В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.

Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект. Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей.

Цель работы:

Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
  2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  4. Создать необходимую предметно-пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
  5. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
  6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
  • Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.
  • Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Система работы по следующему алгоритму:

Методы и приёмы

  • 1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра)
  • 2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)

Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

Цель — познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.

Алгоритм выявления правил поведения

1. Увидеть проблему и понять причину

2. Узнает норму — волшебное слово «пожалуйста»

3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует

Выход на Правило:

4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» — пожалуйста.

В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа:

  • Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
  • Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
  • Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
  • Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
  • Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
  • Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
  • Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно — ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
  • Дидактические игры — в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Сюжетно-ролевые игры — помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности — закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее:

  • Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками.
  • Беседа — используется с разными дидактическими целями:
  • — Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией).

    — Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.

    • Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества. Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты, возникающие на моральной почве:

    Таким образом:

  • Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения).
  • Показываем, как действовать
  • Формируем ценностное отношение у детей
  • Ставим детей в условия: видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.
  • Наши результаты:

    У детей:

    — прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств

    — создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе

    • Обогатилась предметно развивающая среда в группе
    • Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.

    Результаты работы по проекту:

    Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества)

  • Высокий уровень — 26%
  • Средний уровень — 72%
  • Низкий уровень — 2%
  • Результаты анкетирования родителей

    • 28% — уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств
    • 58% — частично уделяют внимание
    • 14% — не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.

    Список использованной литературы:

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа). — М., 2003.
    2. Голицына Н.С. — Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 −7 лет. — М. 2004.
    3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М., 2002.
    4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк.: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. — М.: Просвещение, 2004. — 141 с.
    5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновай. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 320с.
    6. Солодянкина О.В. — Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006.
    7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002 г.,