Автор: Давыдова Наталья Ивановна, музыкальный руководитель ГБОУ Гимназия № 1593 дошкольное отделение № 3 г.Москва
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в минимальной
степени, становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других»
Б.Асафьев
Введение
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» — В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац, — продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало и воспитывает в ребенке театрализованная деятельность. По своей удивительной способности вызывать в детях творческую фантазию она занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова. Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..«.
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой...
Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания — развитие у детей творческого начала, где бы оно ни проявлялось — в восприятии музыки, в спорте, в театрализованной деятельности. Творческое начало играет огромную роль на музыкальных занятиях. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правы музыкальные руководители, несклонные творить на своих занятиях. Они не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
2. Значение творчества в формировании личности ребенка
Разговор о воспитании в детях творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему «по инструкции» положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено — «отсюда и досюда». К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе — ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии «творческие» и профессии «нетворческие». Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.
Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. Надо внушать ребенку мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир.
Формирование личности ребенка — это последовательное изменение и усложнение системы отношений его к окружающему миру, природе, труду, другим детям и к себе. Особенно важен при этом детский возраст.
Психология и педагогика утверждают, что личность ребенка ярче развивается в театрализованной деятельности.
Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у детей множества различных задатков — способностей:
- музыкального слуха;
- памяти;
- чувства ритма;
- умения изображать образы зверей, сказочных персонажей;
- высокой художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, в игре и театрализованной деятельности у ребенка формируются способности.
Творчество предполагает наличие у ребенка способностей и умений, создающих его индивидуальность, неповторимость. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности ребенка в раскрытии и расширении своих творческих возможностей.
Творческие способности ребенка наиболее полно реализуются в игре, в его умении изобразить тот или иной образ, персонаж сказки. Как бывает неожиданно и трогательно для детей, когда я показываю сохранившиеся у меня их творческие работы на последнем музыкальном занятии: эскизы костюмов к нашим постановкам сказок «Кошкин дом», «Муха-цокотуха», «Снегурочка», «Снежная королева» и др. Сколько эмоций!
Задача музыкального руководителя — пробудить у ребенка интерес к познанию, к действию в игре. Воспитание творческой активности ребенка — одна из важнейших задач, стоящих перед музыкальным руководителем.
3. Влияние музыки на развитие творческого воображения детей
Только самостоятельное творчество детей разбудит их способности. Необходимо уделять много внимания тем видам деятельности, которые развивают именно творческую жилку в ребенке, — наряду с активным восприятием музыки и вокально—хоровым исполнением, уделять значительное место:
- пластическому движению;
- импровизации;
- подражанию;
- -драматизации;
- театрализованной деятельности.
Также важно научить ребенка продуманному и прочувствованному восприятию музыки, чтобы лучше передавать в образах, в движениях ее содержание, настроение, ее красоту. Это активизирует их внутренний духовный мир.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Ребенок многому учится через движения, связанные с музыкой. Почему же такое большое внимание уделяется умению ребенка воспринимать и понимать музыку?
Дело в том, что сила музыки в ее доступности, яркости; ей не нужно слов, чтобы рассказать, как идет дождь, как прыгает зайчик, идет медведь. Ее музыкальный язык настолько ярок, понятен, что мы, например, видим, как встает солнце, пробуждается природа в пьесе Грига «Утро». В «Детском альбоме» Чайковского музыкальные пьесы — это живые картинки из жизни: Болезнь куклы, Игра в лошадки, Шарманщик поет, Баба-Яга, Новая кукла. Дети живо сопереживают маленьким героям. Они, изображая тот или иной образ под эту музыку, стараются проникнуться настроением пьесы, передать в своих действиях, движениях характер музыки. Так, в нашем музыкальном спектакле «Двенадцать месяцев» по сказке С.Маршака девочки нашего детского театра-студии «Золушка» (музыка П.Чайковского «Подснежник», цикл «Времена года») старались передать в танце этот трепетный и нежный образ первого весеннего цветка мягкими, плавными движениями рук: вот он появился на свет, этот «голубенький, чистый подснежник-цветок», его первые робкие движения, его смятение при знакомстве с окружающим миром. Глубоко прочувствовав музыку, девочки очень точно передали образ первого нежного и робкого цветка. Это только один пример сопереживания музыке детьми нашего театра.
В своей работе мы стараемся прежде всего помочь ребенку:
- понять характер и настроение какого-либо героя, персонажа;
- заинтересовать его сюжетной линией сказки или игры;
- подобрать подходящий музыкальный материал, послушать его и вместе с детьми найти подходящие действия, движения, соответствующие тому или иному образу.
Ребенок начинает творить. Активизируется его воображение, развивается музыкальный слух, чувство ритма; он раскрепощается, целиком отдаваясь творческому порыву. Задача музыкального руководителя только мягко и тактично направлять и руководить, где необходимо, его действиями. Такая чуткая «подсказка» может оживить творческое воображение ребенка и тем самым принести добрые плоды.
Итак, совместная музыкально-творческая деятельность музыкального руководителя и ребенка — вот стержень, основа развития творческой личности ребенка в театрализованной деятельности.
4. Связь слова и музыки в драматическом действии
Большое значение в драматическом действии имеет связь слова и музыки. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей. Важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ребенка в театрализованной деятельности. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи — восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к происходяшему. Например, в спектакле «Кошкин дом» в момент пожара звучит музыка тревожная, быстрая, в связи с чем интонация детей становится взволнованнее, беспокойнее, усиливается динамика, темп. Кульминацией становятся отдельные выкрики детей («Пожар!», «Горим!») на фоне бурного развития мелодической линии.
Также дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, рассказах — это тоже процесс творчества.
5. Цели, задачи и формы театрализованной деятельности
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.
Игра связывает детей между собой, детей со взрослым в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «...как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты — значит сделать шаг к гармонии. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать?
Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Сверхзадача театрализованной деятельности — это, прежде всего, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого цели и задачи театрализованной деятельности формулируются следующим образом:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества.
Основной целью при этом является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.
Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить в доступной форме с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности может помочь педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации.
Известные классификации театрализованных игр условно можно разделить на две основные группы:
- режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы би-ба-бо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.
Разновидности режиссерских игр: настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, настольный театр картинок), стендовые театрализованные игры (стендовая книжка, фланелеграф, теневой театр).
Разновидности игр — драматизаций: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами би-ба-бо, импровизация.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого — содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Здесь важна и техника вождения, которой необходимо научиться. Куклы должны постоянно двигаться как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Зато с ними можно создать много веселых сценок и использовать эти же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Стать Волшебником для ребенка, а потом и его сделать Волшебником — не в этом ли величайшее счастье для тех, кто общается с детьми.
В своей замечательной и прекрасно иллюстрированной книге «Всю жизнь я играю в куклы» С.Образцов рассказывает, как он еще в «нежном возрасте» самостоятельно своими руками создавал дома из деталей старых сломанных игрушек и кусочков ткани героев своих сценок; как показывал их сначала только домашним, а потом соседям, друзьям; как однажды показал свой единственный номер во взрослом спектакле; как его пригласили работать в кукольный театр, весь помещавшийся в грузовике, а через много лет он стал создателем Театра Образцова.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет музыкальный руководитель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или играл что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Детям необходима не только артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств музыкального руководителя. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям (огромную помощь в осмыслении материала детьми имеют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям).
Музыкальный руководитель должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей». Развитию творчества способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
В нашем дошкольном учреждении пять лет существует музыкальная театр-студия «Золушка». Сначала театрализованная деятельность детей выливалась в небольшие сценки, разыгрываемые детьми во время праздников для родителей. Но эта форма работы скоро перестала нас устраивать и было принято решение о создании студии. Сначала мы отдавали предпочтение талантливым детям, работа с которыми приносила обоюдную радость как детям, так и взрослым.
Для показа своего первого спектакля мы, совместно с родителями, изготовили костюмы, студийцы по изобразительной деятельности нарисовали элементы декораций. Такая импровизированная форма работы, позже сменилась более вдумчивым отношением ко всем фрагментам спектакля. В таком общем мероприятии каждый становится членом коллектива, объединенного единой целью. По мере работы студии в нее вливались все новые и новые дети с разными артистическими способностями.
Сначала они выступали в ролях второго плана, а затем многие из них перешли в разряд ведущих наших актеров.
Параллельно с работой с детьми, прорабатывались будущие сценарии. Чаще всего понравившееся произведение имело повествовательный текст, который мы сами перекладывали на стихотворный. Было подмечено, что стихи легче запоминаются детьми и их ритм лучше подходит к их движениям во время репетиций. Наиболее удачным в этом плане стали такие спектакли как «Доктор Чики», «Приключения Буратино», «Снежная Королева». Использование музыки, как живой, так и в записи, лишь обогатило восприятие детьми текста пьес. Богатство музыкального сопровождения, пение детей, танцы как сольные, так и групповые — все это способствовало успеху спектаклей.
Безусловно, с развитием студии, росли и запросы студийцев. Так у нас в зале появился занавес, который позволил использовать пространство зала как первый, так и второй план, появились кулисы, стационарные декорации, профессиональные костюмы.
Триумфом работы студии стали такие спектакли последних лет как «Муха-Цокотуха», «Щелкунчик», «Кошкин дом», «Доктор Чики», «Снегурочка».
6. Заключение
Театральная студия, как высшее проявление театрализованной деятельности детей, не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Так в непринужденной обстановке создается тот микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительное отношение между взрослыми и детьми.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому мы стараемся помочь раскрыть свои способности.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
7. Используемая литература
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников», Москва, изд-во «Владос», 2001 г.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» Москва, изд-во «Аркти», 2001 г.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», Москва, изд-во «Школьная Пресса», 2000 г.
- Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, изд-во «Просвещение», 1991 г.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Москва, изд-во «Сфера», 2003 г.
- Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. «Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ» (Аннотированный перечень), Москва, Центр Инноваций в педагогике, 1997 г.
- А. Локтев «К сердцу ребенка — на крыльях счастья», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 за 2003 г.
- Любина Г.А., Желонкина О.В. «Рука развивает мозг» журнал «Ребенок в детском саду» № 6 за 2003 г.
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Творческий Центр «Сфера», Москва, 2003 г.
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, Москва—Ленинград, 1948 г.
- Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей/Сост. П.С.Трофимов; Под ред. В.А.Разумного и П.С.Трофимова, Москва, 1965 г.
- Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О.А. Апраксина, Москва, 1978 г. Вып.13.
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Ленинград, 1973 г.
- Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе, Москва, 1957 г.
- Д.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва, «Просвещение», 1981 г.
- Под ред. А.Петровского «Психология. Словарь», Москва, «Политиздат», 1990 г.
- Д.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989 г.
- Б.Брылин «Вокально-инструментальные ансамбли школьников», Москва, «Просвещение», 1990 г.
- Под ред. Л.Дугановой «От творчества методиста к творчеству учителя», Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993 г.
- О.Нечаева «Программа „Музыка“ ч.1, 2», Серпухов, 1996 г.