Автор: Скригаловская Ольга Федоровна, методист ГБОУ СОШ № 1 г.о. Чапаевск Самарской области СП «Детский сад № 8 «Тополёк»
Воспитатели знают, что работать в инновационном режиме — это хорошо, но стремятся к этому далеко не все. Кто-то не уверен в своих силах, кто-то профессионально «выгорел», кому-то «отбили интерес» к нововведениям неловкие действия руководства, но есть и такие педагоги, которым всегда все новое интересно. Они готовы искать, создавать, открывать. В каждом коллективе есть представители любой из указанных категорий, а еще есть методическая служба, основная задача которой — включить педагогов в творческий процесс.
Формирование коммуникативной культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед современным дошкольным образованием.
Проблему обогащения речевого опыта воспитателей и совершенствования их коммуникативно-речевых умений в профессиональной деятельности можно решить в системе методической работы ДО.
Созданная в нашем детском саду, модель комплексного руководства совершенствованием коммуникативно-речевых умений педагогов, позволяет овладеть профессиональной речью и призвана способствовать освоению практических способов решения коммуникативно-речевых задач, гармонизации отношений родителей и воспитателей.
В процессе методической работы в ДО воспитатели овладевают приемами и средствами речевого воздействия, выстраивают технологию профессионального общения.
Основой для формирования коммуникативно-речевых умений педагогов являются:
- анализ речевой ситуации и прогноз речевого поведения участников общения;
- оформление коммуникативного намерения, высказывания в соответствии с видом общения и речевым жанром;
- анализ профессионально значимых типов высказываний;
- ориентировка в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
- позитивное общение с использованием средств невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата;
- корректировка собственного речевого поведения в зависимости от ситуации общения;
- анализ своей речевой деятельности.
Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный. Все аспекты модели тесно взаимосвязаны и в педагогическом процессе составляют единое целое.
Базовым элементом формирования коммуникативно-речевых умений является общение. Работая по этому направлению, выделяем следующие этапы:
1. Формирование базы данных профессиональных коммуникативно-речевых умениях и культуре речи педагогов.
Основные методы и формы работы с педагогами:
2. Обучения способам и методам педагогического общения.
Формы и методы общения:
«Речевая культура педагога»:
3. Создание условий для профессионального развития личности.
Методы и формы:
4. Активизация общения с участниками образовательного процесса:
Методы и формы:
- организация совместных мероприятий, презентаций.
Прогнозируемый результат этого этапа: развитие у педагогов умения анализировать собственную речевую деятельность и находить оптимальные варианты речевого поведения в зависимости от условий ситуации общения.
Для эффективной работы методисту, старшему воспитателю необходимо использовать перспективный план по совершенствованию коммуникативно-речевых умений педагогов и включить в годовой план работы ДОО методические мероприятия по развитию речевой культуры участников образовательного процесса.
Надо отметить, что обучение педагогов является эффективным при условии серьезной мотивации к обучению.
Комплексный подход к развитию коммуникативно-речевых умений в системе методической работы в ДОО обладает рядом значимых преимуществ:
- Педагоги являются реальными участниками непосредственного профессионального общения,
- Они управляют процессом коммуникации сами,
- У них есть возможность сразу применить полученные знания на практике.
Таким образом, система методической работы по формированию коммуникативно-речевых умений педагогов способствует становлению речевой личности педагогов и обеспечит эффективность общения всех участников педагогического процесса.
Рекомендуемая литература:
- Батаргиев А.В. «Психодиагностика способностей к общенияю, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности». — М., Владос, 1999
- Дуброва В.П., Милашиевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». — М., Новая школа, 1995
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. «Русский язык и культура речи: курс лекций» / Под ред. Н.А. Ипполитовой / М., ТК Велби; Пособие и справочник. — М., 1997.
- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. Пособие и справочник. — М, 1997г.