-
развитие понимания значимости выбора жизненного пути после окончания школы, ответственного отношения к выбору будущей профессии;
-
помощь учащимся в определении тех личностных качеств, которые способствуют достижению профессионального успеха.
1. Введение. Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе
Основные правила:
- активность
- право на отказ
- конфиденциальность (неразглашение того, о чём мы говорим «здесь и сейчас»)
- взаимопомощь и взаимовыручка
- ветеринарный врач, садовник, озеленитель (это профессии типа «Человек – Природа»)
- инженер-конструктор, композитор, переводчик (это профессии типа «Человек – Знаковая система»)
- библиотекарь, спортивный тренер, продавец-консультант
- простую
- сложную
- добрую
- злую
- вкусную
- престижную
- творческую и т.д.
- что нового вы сегодня узнали?
- что понравилось, запомнилось больше всего?
К перечисленным правилам группа может добавить свои правила.
2. Ход занятия
Упражнение 1. «Профессии от А до Я».
Разминочное упражнение.
Цель: расширение знаний учащихся о многообразии мира профессий.
Выбирается любая буква алфавита, на эту букву участники по кругу называют профессии. Или на каждую букву алфавита участники называют профессии (1-й – на букву «А», 2-й – на букву «Б» и т.д.).
Упражнение 2. «Профессия или специальность?»
Цель: разграничение понятий «профессия» и «специальность».
а) Участникам тренинга зачитывают список профессий и специальностей, и они называют, что это – профессия или специальность:
токарь, хирург, резчик по камню, учитель, продавец книг, инженер, парикмахер, лётчик-испытатель, водитель, швея, менеджер, кулинар, химик-теоретик, маляр, литературный критик.
В этот список можно добавить ещё и должности, например, директор школы, главный экономист, генеральный директор и т.д., чтобы усложнить упражнение.
б) Назовите общие признаки следующих профессий и специальностей:
(это профессии типа «Человек – Человек»)
Упражнение 3. «Самая-самая»
Цель: учить учащихся замечать особенности в профессиях.
Назовите профессию, на ваш взгляд, самую-самую:
Объясните свой выбор.
Упражнение 4. «Пословица и профессия»
Цель: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.
Учащимся предлагаются пословицы, и дается задание определить, с какой профессией (или несколькими профессиями) ассоциируется данная пословица. Объяснить ход своих рассуждений.
Примерные пословицы:
- Цыплят по осени считают.
- Делу – время, потехе – час.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Слушай больше, говори меньше.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Каждый человек – кузнец своего счастья.
- Коней на переправе не меняют.
- Тише едешь – дальше будешь.
- О вкусах не спорят.
- Век живи – век учись.
Упражнение 5. «Цепочка профессий»
Цель: поиск общего в различных и на первый взгляд, непохожих, профессиях.
Один из участников называет профессию (например, юрист), следующий участник – похожую на неё (например, врач), и объясняет, в чём сходство (в данном примере – и врач, и юрист призваны помогать людям) и т.д. по кругу.
Упражнение 6. «Реклама профессий»
Цель: помочь учащимся лучше осознать личностный смысл, образ жизни человека, выбравшего ту или иную профессию.
Группа делится на две команды, им сообщается название профессии. Одна из команд придумывает аргументы «за», т.е. чем эта профессия хороша, привлекательна, какие радости из неё можно получить. Вторая команда придумывает и называет аргументы «против», т.е. чем эта профессия трудна, сложна и т.п. Команды по очереди приводят свои доводы. Побеждает та команда, чьи аргументы убедительнее.
Упражнение 7. «Современный профессионал, какой он?»
Цель: побуждение учащихся к анализу личностных качеств знакомых им людей, которых они считают профессионалами в своём деле, на жизненный пример которых они ориентируются.
Учащимся сообщается, что в настоящее время непросто быть профессионалом в своем деле.
а) Предлагается вспомнить знакомых им людей, которых можно назвать профессионалами своего дела. Затем учащиеся по очереди называют, какими личностными качествами должен обладать такой человек.
б) Можно рассказать о конкретном человеке, профессионале, о том, какие качества личности помогли ему состояться в своей профессии, стать примером для других.
3. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Вопросы, на которые отвечает каждый участник тренинга:
- что нового вы сегодня узнали?
- что понравилось, запомнилось больше всего?