Прощание с Азбукой

Автор: Машкина Марина Николаевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 10

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
  • Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

    Звучит музыка. Входят первоклассники.

    Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители!

    Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. В сентябре первоклассники познакомились с волшебной книгой Азбукой, подружились с ней, многому у нее научились. Азбука открыла им много нового и интересного. Целый год ребята читали Азбуку и вот дошли до последней странички… Ребята, расскажем нашим гостям, что получилось?

    Первоклассники: Да!

    Учитель. Вы в школе почти целый год отучились,

    Вы много успели и много узнали.
    Писать и считать вы уже научились,
    И первые книги свои прочитали.
    А верным помощником в этом вам стала.
    Первая главная книжка.
    И первые буквы она показала
    Девчонкам своим и мальчишкам.
    Буквы потом сложились в слова,
    Слова – в предложенья и фразы.
    Огромный и красочный мир тогда,
    Открылся, ребята, вам сразу.
    Вы прочитаете хороших книг немало,
    Пускай года пройдут и много-много дней,
    Вам Азбука хорошим другом стала,
    Мы этот праздник посвящаем ей!

    Звучит песня «Первоклассник» (на мотив песни А.Б. Пугачёвой)

    Плакат:

    "Если хочешь много знать,
    Многого добиться,
    Обязательно читать
    Должен научиться".

    ХОД ПРАЗДНИКА

    Частушки

    Ученик 1
    Мы собрали пап и мам,
    Но не для потехи.
    Мы сегодня рапортуем
    Про свои успехи.

    Ученик 2
    Мы в нарядах нынче новых,
    И у всех счастливый вид,
    Ведь сегодня мы досрочно
    Изучили алфавит!

    Ученик 3
    Разбудите меня ночью,
    В самой серединочке,
    Расскажу вам алфавит
    Без одной запиночки!

    Ученик 4
    Буквы гласные мы любим,
    И все больше с каждым днем.
    Мы не просто их читаем –
    Эти буквы мы поем!

    Ученик 5
    Тыщу слов в минуту нынче,
    Как машинка, я строчу.
    Я любую вашу книжку Одним махом "проглочу"!

    Ученик 6
    Мы простимся с Азбукой,
    И рукой помашем,
    И спасибо десять раз
    Дружно хором скажем!

    Звучит веселая музыка. На сцену выбегают Незнайка и Ромашка с письмом в руках.

    Ромашка (вежливо). Я буду читать!

    Незнайка (пытаясь выхватить письмо). Нет я, я, я!!!

    Ромашка. Я — последняя буква в алфавите. И не якай, пожалуйста, — это неприлично.

    Незнайка. Ну, не знаю, прилично это или неприлично, а вот буквы я уже выучил. Отдай письмо, Ромашка!

    Ромашка. Скажи волшебное слово. Даже дети его знают. Правда, ребята? Какое это слово?

    Дети дружно кричат: «Пожалуйста!». Незнайка недовольно морщится.

    Незнайка. Ну какая же ты, Ромашка, «футы-нуты». Отдай письмо, пожалуйста!

    Ромашка протягивает Незнайке письмо. Он радостно читает.

    «Дорогие ребята! У вас сегодня большой праздник. Еще недавно для вас прозвенел первый звонок, а сегодня вы уже уверенно сидите за партами. Я очень рада за вас — вы многому научились. Теперь вы настоящие первоклассники и можете смело открывать дверь в страну Знаний. А ключик вам принесет известный сказочный герой, который не хотел учиться и все время попадал в забавные переделки. Поздравляю вас, ребята. Жду в гости. Королева Азбука».

    (Мечтательно). Я тоже хочу в страну Знаний! Ромашка, собирайся скорее в дорогу. Ой, а куда идти-то? (Растерянно смотрит на Ромашку.)

    Ромашка (ехидно). Хи-хи-хи! На луну тебе идти. Вспомни, о чем нам написала королева Азбука — волшебный ключик от страны Знаний должен принести известный сказочный герой, и я, кажется, догадываюсь кто это. А вы ребята?

    Дети отвечают: «Буратино!». Слышится мелодия песни Буратино.

    Незнайка. Ура! Уже идет.

    Вбегает Буратино. Ромашка, Незнайка и Буратино, взявшись за руки, поют.

    Мы вместе с книгами идем
    Учиться мы не устаем.
    Здесь дружно, весело живем,
    Сюда с желанием идем.
    Скажите, как страну зовут?
    Скажите, как ее зовут?
    Все вместе. Школа!

    Буратино. В школу с радостью мы ходим. Здесь уютно и светло.

    Незнайка. Учительница нам как родная — дарит ласку и тепло.

    Ромашка. Каждый день мы узнаем что-то новое, учимся красиво рисовать и писать, петь и танцевать. А давайте проверим, как вы умеете петь — все вместе споем песню «Учат в школе».

    Звучит фонограмма песни «Учат в школе». Все дружно поют.

    Ромашка. Молодцы, ребята. Хорошо поете.

    Незнайка. Ну, Буратино, давай волшебный ключик. Так хочется на него взглянуть.

    Буратино растерянно ищет ключик. Ищет, ищет, ищет... Ромашка и Незнайка застыли в ожидании. Звучит музыка. В класс медленно заходит Двойка.

    Двойка.
    Я прелестна, всем на диво.
    Так изогнута красиво!
    Украшаю я дневник,
    Коль плохой ты ученик.
    Никому не верьте, детки.
    Лучше Двойки нет отметки!
    Без меня вам нельзя,
    Все лентяи — мне друзья!
    Лежебок, нерях люблю я,
    А усердных не терплю я.
    Если хотите со мною дружить,
    Как можно больше двоек вам нужно получить!

    Здравствуйте, ребята! Случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня вы, конечно, забыли пригласить.

    Незнайка. Вот дела! Ребята, Двойка нам нужна?

    Дети (дружно кричат). Нет!

    Ромашка (Двойке). Поняла? Отправляйся в обратный путь, а сюда дорогу забудь.

    Двойка. Ах, вот вы как! Хорошо, я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас, милые детки, найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны. Я даже стихи про них знаю. Послушайте.

    Работал класс на огороде,

    Володи не было тогда.

    Сварили борщ — пришел Володя.

    Вот с этим? (оказывает лопату) — Нет!

    Вот с этим? (показывает ложку) — Да!

    Друзья природы Витя с Вовой

    Весну встречают, как всегда,

    К прилету птиц они готовы.

    Вот с этим? (показывает скворечник) — Нет!

    Вот с этим? (показывает рогатку) — Да!

    Идет урок четвертый в классе.

    Рассеян Вася — ну беда!

    А в голове сейчас у Васи

    Вот это? (показывает учебник) — Нет!

    Вот это? (показывает мяч) — Да!

    Всех, кто не любит учиться, я заберу с собой. Кто со мной пойдет — выходите! Да что же это такое? Что, среди вас нет ни одного лентяя? Не верю я в то, что вы все такие умненькие, аккуратненькие, благоразумненькие, хорошо учитесь.

    Ромашка. А мы тебе сейчас это докажем! Согласны ребята?

    Дети (дружно кричат). Согласны! Согласны!

    Буратино.

    Не спешите соглашаться,
    Так легко и просчитаться.
    Ну-ка, Двойка, нам скажи:
    Сколько будет — два плюс три?

    Двойка. Это будет... Это будет... Что-то около шести.

    Ромашка. Дети, правильный ответ?

    Дети (дружно). Нет!

    Ромашка. Нет, конечно, будет...

    Дети. Пять!

    Ромашка. Задание второе. Отгадайте, о чем идет речь.

    Стоит большой и светлый дом.
    И Почемучек много в нем.
    И пишут они, и считают,
    Читают, творят и мечтают.
    Ребята, что это за дом?
    Дети (дружно). Школа!
    Ромашка. Задание третье.
    Дорогая наша гостья!
    Сможете ответить нам:
    Чтобы быть всегда здоровым,
    Что нужно делать по утрам?

    Двойка.

    Это каждый должен знать:
    Надо всем... подольше спать.

    Ромашка.

    Дети, правильный ответ?

    Дети (дружно). Нет!

    Незнайка.

    Чтоб расти нам сильными,
    Ловкими, умелыми,
    Чтоб расти здоровыми,
    Мы зарядку делаем.

    Посмотрите, как это у нас получается.

    Незнайка показывает движения. Дети повторяют за ним.

    Буратино. А теперь отгадайте мои загадки.

    Тому, кто выучил урок,
    Не страшно у доски стоять.
    Ответит на любой вопрос,
    В дневник получит только... (пять)

    Не похож на человечка,
    Но имеет он сердечко,
    И работе круглый год
    То сердечко отдает. (карандаш)

    В этой узенькой коробке
    Ты найдешь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души. (пенал)

    То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)

    Я люблю прямоту
    И сама прямая.
    Сделать ровную черту
    Всем я помогаю. (линейка)

    Ты беседуй чаще с ней —
    Будешь вчетверо умней. (книга)

    По черному белым пишут то и дело,
    Потрут тряпицей — чиста страница. (школьная доска)

    На ноге стоит одной,
    Крутит-вертит головой,
    Нам показывая страны,
    Реки, горы, океаны. (глобус)

    Коль ему работу дашь –
    Зря трудился карандаш. (ластик)

    Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки.
    Только выпустишь на волю —
    Где была пустота,
    Там, глядишь, — красота! (цветные карандаши)

    Ромашка. А сейчас я вам буду вопросы задавать, а вы на них отвечайте «да» или «нет». Понятно?

    Ребята. Да!

    Ромашка.

    Друга выручим всегда? (да)

    Врать не будем никогда? (да)

    Уроки прогуливаем мы иногда? (нет)

    Подеремся с соседом по парте? (нет)

    Бросим на дороге фантик? (нет)

    На учебнике оставим грязный след? (нет)

    Мы сорвем с деревьев цвет? (нет)

    Домашнее задание делаем всегда? (да)

    Задание списываем иногда? (нет)

    Кошке бросим камень вслед? (нет)

    Птиц съедим всех на обед? (нет)

    А когда закончим школу, ребята будут такими, какими хотят видеть их родители, учителя и все окружающие люди

    А- аккуратность и  активность

    Б- благородство, бодрость, благоразумие

    В- верность, воспитанность,  вежливость, внимательность

    Г- гуманность, галантность,  гордость, героизм

    Д- доброта, дружба, доброжелательность

    Е- единодушие

    Ж- жалость, жизнелюбие, жизнерадостность

    З- здоровье

    И- искренность, инициатива

    К-культура, красота

    Л- любовь

    М- милосердие, мудрость, мужество, мечтательность

    Н- нежность, надежность, нравственность

    О- осторожность, образованность, опрятность

    П- патриотизм, постоянство

    Р- радость, рассудительность, решительность

    С- справедливость, скромность, сознательность, смелость, сочувствие

    Т- терпимость, терпение, трудолюбие

    У- уважение, учтивость, ум, упорство

    Ф- фантазия

    Х- храбрость

    Ц- целеустремленность

    Ч- честность, чуткость, человеколюбие

    Ш- широта души

    Щ- щедрость

    Э- элегантность, энергичность

    Ю-юмор

    Я- яркость, ясность ума

    Незнайка (Двойке). Ну что, убедилась?! (Передразнивая.) Я прекрасна, вкось и вкривь, я изогнута красиво, я в учебе так важна... Никому ты не нужна!

    Двойка. Не хотите со мной дружить — так и не надо. Ну а ключ от страны Знаний — у меня! Привет — пока! Ищите ключ на дне пруда.

    Буратино (огорченно). Это я один во всем виноват! Как же такое могло случиться?!

    Незнайка. Как же тебе понять, голова твоя деревянная! Нашли, кому ключ доверить!

    Ромашка. Незнайка, не вредничай! Посмотри: на Буратино и так лица нет.

    Незнайка. Да какое у него может быть лицо! Один нос да деревянная голова. И ключика у него нашего тоже нет!

    Незнайка бросается на Буратино драться. Ромашка хочет их разнять, но у нее ничего не получается.

    Ромашка. Беда с этими несносными мальчишками! Если мы еще и драться будем, то ключика нам точно не отыскать.

    Незнайка. Ох, горе нам! Утопила Двойка наш ключик!

    Буратино. Да не пугайтесь вы! Мне не впервой ключик доставать. Нырну я в этот пруд — и ключик у меня в руках.

    Ромашка. Как же ты нырнешь? Ведь ты же деревянный! Ребята, скажите, разве может дерево нырять?

    Дети (кричат). Нет!

    Буратино. Я вспомнил! Нам поможет моя старая знакомая — тетушка Тартилла. Только мне нужна ваша, ребята, помощь. Давайте все на время превратимся в лягушек и изобразим пруд.

    Дети изображают лягушек, прыгают сидя и квакают. Звучит фонограмма песни тетушки Тартиллы.

    Тартилла (поет).

    Затянуло тонкой тиной

    Гладь старинного пруда.

    Здравствуй, милый Буратино!

    Что случилось у тебя?

    Рада я помочь ребятам,

    Раз на празднике беда,

    Ведь была когда-то тоже,

    Как Ромашка молода.

    Ромашка. Уважаемая тетушка Тартилла! Двойка утопила ключик от страны Знаний и мы никогда не сможем в нее попасть, чтобы продолжить учиться. Помогите нам достать его.

    Незнайка и Буратино (вместе). Да! Помогите нам, пожалуйста!

    Тартилла. Ах, Буратино, а ты все такой же непоседа! Как же ты мог потерять волшебный ключик, который тебе доверила королева Азбука? Когда же ты станешь умненьким и благоразумненьким, каким тебя хотел видеть папа Карло?!

    Буратино. Тетушка Тартилла! Обещаю вам, такого больше никогда не повторится. Я вернусь к папе Карло и буду вместе с ребятами учиться только на одни пятерки. Только для этого нам нужно отворить дверь в страну Знаний.

    Тартилла. Я поверю тебе, Буратино. Но ключиком может владеть лишь тот, кто умеет преодолевать трудности. Вот вы, ребята, умеете преодолевать трудности? Сейчас проверим. Отвечайте на мои вопросы.

    • Самая преданная подруга Кая? (Герда)
    • Самый необычный продукт для варки каши? (топор)
    • Самое удобное средство передвижения у Емели? (печь)
    • В какой сказке живет самый прославленный комар? («Муха-Цокотуха»)
    • Самые знаменитые бременские музыканты? (Осел, Собака, Кот, Петух)
    • У какого сказочного героя была соломенная голова? (у Страшилы)
    • Как звали художника из Цветочного города? (Тюбик)
    • На чем сидят короли и королевы? (на троне)
    • Какой сказочный зверь умел сочинять стихи? (Винни-Пух из сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»)

    Молодцы, ребята! Вы уже знакомы с множеством интересных книг, но впереди вас ждут не менее интересные открытия. А сейчас я хочу проверить, все ли буквы вы знаете?  Отгадайте закрытыми глазами буквы.  (игра)

    Песня про Азбуку.

    Молодцы, ребята. Я убедилась, что вы умеете достойно преодолевать трудности. Держи, Буратино, свой ключ и никогда его больше не теряй.

    Тартилла вручает Буратино ключ. Все хлопают. Звучит музыка. Буратино открывает ключом дверь и в класс входитКоролева Азбука.

    Королева Азбука. Здравствуйте, дети! Вы, наверное, первоклассники?

    Ромашка. Да! И у нас большая радость — наконец-то мы научились читать!

    Королева Азбука. Я вижу, что вы заметно подросли и поумнели. Я поздравляю вас, ребята, с праздником, с тем, что вы выучили и научились писать буквы, цифры, и хочу вр 

    учить удостоверения об окончании Азбуки.

    Азбука: Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Ребята, сегодня мы с вами прощаемся. Теперь у вас появятся новые интересные книжки. Но прежде чем вы их получите, я хочу в последний раз вас испытать. Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».

    Азбука дала вам знанья,
    Они с вами навсегда.
    Самый первый свой учебник
    Помнить будете вы? (Да).

    Впереди ребят ждут книги,
    Знаний принесут вам свет.
    Они любят аккуратность.
    Будете вы рвать их? (Нет).

    Книги многое расскажут,
    Не обманут никогда.
    Нужно только быть прилежным.
    Будете лениться? (Нет).

    Будь ты с книгой аккуратен,
    Сохрани на много лет.
    Не рисуй, не ставь в ней пятен.
    Все тебе понятно? (Да).

    Прочти книгу с интересом,
    В каждой книге есть совет.
    Книга станет лучшим другом.
    Друга бросите вы? (Нет).

    Знайте, каждая из книжек,
    Словно яркая звезда.
    Книги знайте и любите.
    Будете беречь их? (Да).

    Вот и подошел расставания час.
    И грустно мне немного сейчас.
    Но за вас я спокойна,
    В жизнь войдете вы достойно.
    Получайте знания приличные,
    И отметки только отличные.
    Многому еще вам предстоит учиться,
    Не лениться, а трудиться,
    Год за годом промелькнут,
    И от школьного порога
    В жизнь откроется дорога.
    Ждут вас открытия важные,
    Не робейте, а дерзайте.
    И задачи вы решайте,
    Сочиненья сочиняйте,
    Знаньями всех удивите,
    Верят в вас учителя и родители!
    Дети поют песню о «Дружбе»

    Дружба крепкая не сломается,
    Не расклеится от дождей и вьюг.
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
    Вот что значит настоящий верный друг.
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
    Вот что значит настоящий верный друг.

    Мы поссоримся и помиримся,
    "Не разлить водой" - шутят все вокруг.
    В полдень или в полночь друг придет на помощь,
    Вот что значит настоящий верный друг.
    В полдень или в полночь друг придет на помощь,
    Вот что значит настоящий верный друг.

    Друг всегда меня сможет выручить,
    Если что-нибудь приключится вдруг.
    Нужным быть кому-то в трудную минуту -
    Вот что значит настоящий верный друг.
    Нужным быть кому-то в трудную минуту -
    Вот что значит настоящий верный друг.

    Ученики читают стихотворения.

    1. Как сегодня радуются дети –
    Стало больше грамотных на свете!
    Скажем Азбуке мы «до свиданья»
    И рукой помашем на прощанье.

    2. Прощай, родная Азбука,
    Учебник первый мой.
    Три четверти дружили,
    Играли мы с тобой.

    3.Спасибо чудо, Азбука,
    Наставник первый мой!
    Пусть правила ученые
    Останутся со мной.

    4. Сегодня «прощай»
    Тебе говорим.
    И Азбуке мы
    «Спасибо» твердим.
    Дети хором

    Спасибо, Азбука! ПРОЩАЙ!