Автор: Порватова Любовь Ивановна, учитель географии ГБОУ №655 Приморского района Санкт-Петербурга
Занятия в данном кружке способствуют установлению междисциплинарных связей, так как вопросы охраны природы рассматриваются и изучаются на уроках природоведения в начальном звене, географии, биологии, химии, физики. Учащиеся смогут не только прослеживать эти связи, но сделать выводы о роли человека в природе, о том, что именно человек сегодня сможет спасти Природу и её несметные богатства.
Пояснительная записка
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Судьба природы - наша судьба. И всё, что происходит сегодня в природе и с природой – это наше завтрашнее, наше будущее, будущее наших поколений.
Кружок «Юный эколог» предусмотрен для учащихся 7-8 классов. Рассчитан на один год обучения, предполагает 1 час в неделю, 35 часов в год.
Основные цели данного курса:
- помочь учащимся осознать своё место и место всего человечества в окружающем мире;
- прививать чувство гордости, любви и уважения за природные богатства своей местности;
- убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде даёт процветание, а неразумное её использование и разрушение приведут к гибели Природы;
- научить учащихся охранять и приумножать природные ресурсы своей малой родины, чтобы сохранить Природу всей Земли.
Занятия в данном кружке способствуют установлению междисциплинарных связей, так как вопросы охраны природы рассматриваются и изучаются на уроках природоведения в начальном звене, географии, биологии, химии, физики. Учащиеся смогут не только прослеживать эти связи, но сделать выводы о роли человека в природе, о том, что именно человек сегодня сможет спасти Природу и её несметные богатства.
Работа кружка предусматривает не только изучение теоретических вопросов, но и практические работы, подготовку конкурсных материалов, формирует трудовые навыки и, конечно, способствуют развитию познавательной активности учащихся.
Проведение занятий кружка предусмотрено как в школе, так и на местности (прилегающая местность, парк, территория школы).
Тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»
35 часов, 1 час в неделю
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Выход |
1 |
День рождения города Санкт-Петербурга. |
1 |
Подготовка КТД |
2 |
Памятники природы моей малой родины. |
1 |
Оформление фотостенда |
3 |
Природа города: времена года. |
1 |
|
4 |
Многообразие живых организмов. Признаки живых организмов. |
1 |
|
5 |
Работа с каталогом комнатных растений. Озеленение кабинета географии. |
1 |
Посадка растений |
6 |
Определение семейства растений. Уход за растениями. |
1 |
Составление каталога |
7 |
Участие в благоустройстве прилегающей к школе территории. |
1 |
|
8 |
Виды загрязнений окружающей среды. |
1 |
|
9 |
Проблемы сохранения окружающей среды. |
1 |
|
10 |
Экологическая опасность: факты. |
1 |
|
11 |
Возможно ли решение экологических проблем. |
1 |
Ролевая игра |
12 |
Взаимодействия в природе. Экосистемы. |
1 |
|
13 |
Человек и пищевые цепи. Взаимозависимость. |
1 |
|
14 |
Городская экосистема. Моя экосистема. |
1 |
Составление схемы экосистемы |
15 |
Подбор и обновление материалов для стенда «Экология и охрана природы». |
1 |
Оформление стенда |
16 |
Составление проекта «Моя Красная книга». |
1 |
Оформление классной «Красной книги» |
17 |
В гармонии с природой: где мы живём. |
1 |
|
18 |
Откуда что берется? Мусор в классе. |
1 |
|
19 |
Подготовка почвы к весенней посадке. |
1 |
Работа в классе |
20 |
Посадка и уход за комнатными растениями. |
1 |
|
21 |
Планирование мероприятий и плана проведения недели экологии. |
1 |
|
22 |
Оформление газеты «Экология и поэзия». |
1 |
Газета |
23 |
Конкурс рисунков «Дадим планете шанс!». |
1 |
Выставка рисунков |
24 |
Подготовка экологических сказок. |
1 |
Сценарии сказок |
25 |
Составление вопросов викторины «Люби и знай свой родной край» |
1 |
Материалы викторины |
26 |
Участие в проведении экологической недели. |
1 |
|
27 |
Изготовление поделок из природного материала. |
1 |
Поделки к школьному конкурсу |
28 |
Природа и её охрана в произведениях художественной литературы. |
1 |
|
29 |
Беседа на тему: «Человек – венец природы». |
1 |
|
30 |
Оформление рефератов на тему охраны окружающей среды. |
1 |
Рефераты |
31 |
Продолжение работы по оформлению рефератов. |
1 |
|
32 |
Уход за комнатными растениями. Весенняя посадка растений. |
1 |
Работа в кабинете географии |
33 |
Наблюдения за весенними изменениями комнатных растений. |
1 |
|
34 |
Экскурсия в парк. Работа на территории школы. |
1 |
|
35 |
Итоговое занятие. Задания на лето. |
1 |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Г.А.Фадеева. Экология в школе. Волгоград: Учитель, 2007.
- В.Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985.
- Б.Л.Васильев. Не стреляйте в белых лебедей. Москва, 1983.
- 4.Г.А.Агранат. Нужны ли России её просторы?//География.-2001
- А.В.Гостюшин, С.И.Шубин. Азбука выживания. – Москва: Знание, 1995.
- С.В.Лавров. Дайте планете шанс! – Москва, 1984.