Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников

Автор: Высотина Светлана Витальевна, учитель начальных классов МКОУ ООШ д. Павлово Пижанского района Кировской области.
 
В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность. Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах

Е. С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально—творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи работы:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой активности детей;
  • стимулирование интереса к наукам;
  • ознакомление с научной картиной мира;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Учебная исследовательская, проектная деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся.

В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.

Главное для учителя — увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Над темой «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала школьников» я работаю 5 лет.

Но к осознанию роли и значения проектно-исследовательской деятельности в развитии творчества и самостоятельности школьников я пришла не сразу.

Становлению темы опыта способствовали результаты анализа деятельности: традиционно построенные уроки не приносили должной эффективности, у учащихся отмечался низкий уровень мотивации к учению. Дополнительные, индивидуальные занятия значительно ситуацию не улучшали, а если улучшали, то ненадолго. Я работала на «среднего» ученика. Но, кроме того, в каждом классе были ученики, чей пытливый детский ум постоянно требовал новой пищи, творческих задач, то есть возникала необходимость создания и развития возможностей для проявления творческой активности и самостоятельности. Поиск начался: я начала учить детей приёмам самостоятельной работы на уроках, ведь практика показала, что школьники часто не умеют работать с учебником, не учатся формулировать правила, не умеют обращаться с таблицами, схемами и так далее. Кроме этого я попыталась разнообразить формы и методы работы, использовать нетрадиционные типы уроков. На уроках я активно использовала детский опыт, разыгрывая мини-сценки при изучении новой темы (которые дети сочиняли сами), или давала задание учащимся придумать рассказ (сказку) на изученную тему, издать книгу изучаемого писателя, придумать другое окончание произведению и т.д.

Это были первые попытки приобщить детей не только к творческой, но и исследовательской работе. В результате были созданы условия для развития творческой активности и самостоятельности учащихся.

У школьников повысилась мотивация к изучению русского языка, литературы, окружающего мира, улучшилась успеваемость и качество знаний. Рост показателей привёл меня к выводу, что активизация самостоятельности школьников помогает раскрыть творческий потенциал ученика, повышается мотивация к изучению предмета и как следствие это вёдет к повышению качества знаний учащихся.

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первым нашим проектом в 2009 году стал проект «ПОЧЕМУ ДЕНЬ ПОБЕДЫ „ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ“ ДЛЯ МОИХ РОДНЫХ?». Девочке стало интересно, почему 9 мая вся семья идёт к бабушке, чтобы поздравить прабабушку с «Днём Победы». Обратившись ко мне с такой проблемой, мы с ней наметили план действия. Узнав у родителей, что прабабушка участница ВОВ, ей стало интересно, где она воевала. В итоге получилась хорошая работа.

Выступив в классе с этой работой, все дети заинтересовались, и на следующий год уже многие ребята решили попробовать свои силы в проектно-исследовательской деятельности.

Были сделаны такие работы:

proektnoissledovatelskaja-dejatelnost-01

proektnoissledovatelskaja-dejatelnost-02

proektnoissledovatelskaja-dejatelnost-03

proektnoissledovatelskaja-dejatelnost-04

В 2011-2012 учебном году, работая с первым классом, по новым стандартам я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования, на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». В 1 классе многие работы носили коллективный или групповой характер, но каждый ученик вносил свой вклад в общее дело.

Остановлюсь на некоторых из проектов.

Один из проектов, который мы начали выполнять с детьми, — «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о птицах, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за воробьями, сороками, воронами и голубями. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, готовили сообщения, выполняли рисунки. Продуктом исследования стала презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах.

Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц, к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают они. Один ученик увлёкся этой идеей и сделал свой проект, с которым он участвовал в конкурсе «Я исследователь» на школьном и районном этапах, где стал победителем, принял участие в окружном конкурсе.

Проект «Подарок для мамы». Цель проекта — сделать самостоятельно подарок маме своими руками к Международному женскому дню. Подарки мамам были сделаны разные: открытки и цветы из бумаги, вазы из пластиковых бутылок, вязаные прихватки, но подарок одной ученицы понравился больше всего. С этим проектом «Подарок маме» она выступала на школьном конкурсе «Я исследователь», где заняла 2 место и на районном конкурсе, где тоже заняла 2 место.

Во 2 классе проектную деятельность включаю во все образовательные области начальной школы. На уроках литературного чтения мы делаем проекты «Мой любимый писатель», «Книжка малышка» «Газета» и другие. Делая эти проекты, дети в группе распределяются по своим творческим способностям: рисуют, составляют викторину, вопросы по прочитанному, характеризуют героя, и т.д.

На уроках русского языка показывают своё творчество в виде мини сочинений, при изучении новой темы, например «Диалог», «Части речи», дети проводили исследования и выясняли какие слова являются «Синонимами», а какие «Антонимами» и т.д.

На уроках математики проекты " 2 и пара" «Где можно увидеть прямоугольники» и т.д.

На уроках технологии, изо.

Во внеурочной деятельности уже второй год я веду занятие «Я исследователь». Мы стараемся участвовать во всех приемлемых нам проектах.

  • «День Святого Валентина».
  • Композиции к Новому году.
  • Коллективный проект «Праздник наших мам». Ход праздника и конкурсы дети придумывали сами.

Участвовали в конкурсе и выставке поделок из природного материала.

Во 2 классе уже сами дети выбирали темы своих исследований, которые в конце года будут защищать. Это: «Где можно использовать бантики», " Как вырастить растение из листа?" «Куда девается лужа?», «Чёрная дыра. А что это?», «Какие были первые машины?», «Можно ли сделать круговорот воды в природе в домашних условиях?», а один мальчик с мамой решили вырастить кристаллы.

Исследовательско-проектная работа «Моя малая родина. Деревня Чуманеево», выполненная учеником 2 класса, была отправлена на конкурс исследовательских работ в город Киров и его пригласили с выступлением на Vl областную открытую краеведческую конференцию юных исследователей родного края «Интеллект будущего», которая состоится в марте 2013 года.

Результаты моей педагогической деятельности позволяют говорить о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся и использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время помогает достичь определенных целей: способствует проявлению творческой активности и самостоятельности школьников и тем самым повышает эффективность обучения. Такие занятия для учащихся — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве — первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.