Автор: Васильева Ираида Аркадьевна, педагог МБОУ ДОД «Балезинский ЦДТ»
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, лекция, работа над учебником.
Вот уже 2-й год я работаю над этой темой. И тема меня очень заинтересовала.
Раньше, когда я проводила занятия, я не задумывалась применяю ли какой — либо метод. А, оказывается, лишь на первый взгляд кажется, что педагог выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели:
- объективные и субъективные причины;
- имеющиеся возможности (на базе школы или в ЦДТ)
- случайности (пришел новенький) cужают диапазон выбора, оставляя педагогу считанные способы эффективной работы.
На определение выбора метода обучения влияют:
- цель и задачи занятия;
- содержание темы;
- соответствие возрастным особенностям;
- уровень подготовки обучающихся;
- возможности самого педагога.
Нет занятия, на котором метод применялся бы один, без подкрепления и сочетания в нем методических приемов. Методические приемы это элементы того или иного метода. Они применяются с целью усиления возможностей основного метода.
Сегодня, например, на занятии мы использовали методы рассказ и беседу. В процессе беседы ставились вопросы, демонстрировались фотографии и рисунки, сравнивали( жизнь брошенных и домашних животных.)
В объединении «Юннатский» разработана программа на 2 года обучения детей. Программа модифицированная, по уровню освоения- специализированная, по целям обучения — познавательная, по уровню реализации — основная, общего образования.
В 1-й год мы изучаем такие разделы:
- Домашний зоопарк
- Мир растений.
- Домашние животные.
- Явления в природе.
- Редкие и исчезающие виды животных и растений Удмуртии и района.
- Тайны живого мира.
- Рассказы о животных.
На 2-ом году обучения изучаем эти разделы более углубленно
- Связь животных со средой обитания. Условия содержания живого уголка.
- Животный и растительный мир Удмуртии.
- Охрана природы, заповедники. Зоопарки. Красная книга.
- Особенности животного мира,
- Исследовательская работа.
Изучая программу любого объединения просто невозможно обойтись без словесных методов обучения. Очень часто применяю рассказ. Рассказ применяю, когда детям материал неизвестен, большой по объему и немного времени... Например, раздел «Связь животных со средой обитания», где характеризуется вз.связь и развитие природы. Раздел с большим объемом материала. Обязательно во время рассказа демонстрирую наглядные пособия.
В разделе «Явления в природе» в программе запланированы экскурсии на природу. Во время проведения экскурсии обязательно применяю рассказ и связываю жизнь животных и сезонные изменения в природе.
По теме «Зима в природе» рассказываю как помочь зимующим птицам в период морозов и зимней бескормицы.
В разделе «Домашние животные» дети выполняют рисунки в защиту бездомных животных и рассказывают что бы они сделали в их защиту, если бы смогли. Некоторые рассказывают от имени брошенных животных. Очень трогательные рассказы получаются. Эти занятия помогают формировать бережное отношение к животным, выработать чувство ответственности, обязанности..
Рассказ должен быть доступен для понимания детей, т.к. в группе дети разного возраста.
У детей заведены тетради, куда они записывают важные моменты, свои наблюдения.
Объяснение — это вид рассказа. На первом году обучения в начале раздела «Домашний зоопарк» объясняю как вести наблюдения. Здесь же показываю результаты наблюдений и опытов детей ранних лет обучения. Объясняю, как проводить практические работы в живом уголке. При объяснении обязательно даю инструктаж о предстоящей работе с животными, даю установку, как следует выполнять, в каком порядке будем оформлять записи.
По теме «Звериная дача» объясняю почему нельзя разорять муравейники, ловить божьих коровок.
Беседа — это диалог педагога с учащимися. Применяю очень широко. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у детей, чаще из предыдущей темы, знания, полученные из книг, кино, экскурсий, рассказа родителей или предыдущих классов.
Дети живо включаются в беседу. У них появляется заинтересованность, им обязательно хочется высказать свое мнение.
Вводную беседу провожу в начале учмебного года. В процессе такой беседы знакомлю со структурой учебной программы, целями и задачами по курсу. Провожу инструктаж по ТБ при работе с ножами и знакомлю с правилами поведения в живом уголке.
Раздел «Домашний зоопарк» очень объемный, поэтому здесь применяется не только рассказ, но и беседа. Беседу провожу на основе наблюдений, выполненных практических работ, где выясняются результаты работы.
В разделе «Мир растений» по теме «Лекарственные травы Удмуртии и нашего района» вопросы формулирую так, чтобы ребята отвечали не одной фразой, а могли дать подробное объяснение: например, для лечения каких заболеваний применяется то или иное растение, какую именно часть применяют для лечения, и где растет данное растение.
В разделе «Времена года» после очередной экскурсии в ходе беседы осенью, например, ставлю такие вопросы:
- чем характеризуется погода осенью;
- когда начали желтеть и опадать листья;
- какие животные встречаются осенью;
- какие птицы улетают в теплые края.
Основная цель экскурсии — формирование представлений о процессах и явлениях природы в реальной обстановке, а также в искусственно созданных (Ст. Юннатов в г. Глазове). Экскурсии также конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся.
В разделе «Домашние животные» при проведении беседы был поставлен проблемный вопрос: можно ли делать живые подарки? Чтобы ответить на этот вопрос, дети применили имеющиеся знания, сравнивая и сопоставляя возможную жизнь в будущем высказали свое мнение.(сообщение).
Далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Школьная лекция обычно применяется в средних и старших классах. Но исключения бывают всегда. Например, тему «Редкие и исчезающие виды животных» я излагаю методом лекции т. к. у детей нет запаса ранее накопленных представлений. На втором году обучения раздел дополняется темами: заповедники, зоопарки. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней; что нельзя ломать ветви деревьев, вырывать с корнями цветущие растения, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, т.к. многими из них питаются животные.Учащиеся должны понимать, почему нельзя шуметь в лесу в период гнездования птиц. Для доступности подбираю иллюстрации, использую средства наглядности.
Самостоятельная работа над учебником начинается с младших классов. Приобретаемые при этом знания являются более осмысленными и глубокими.
К определенной теме я даю задание подготовить сообщение. Для этого ставлю цель, указываю вопросы, на которые должны быть ответы, определяю порядок ответов.
Дети младших классов обычно работают с одним учебником и с той книгой, которую я предлагаю. Сообщения соответственно получаются краткие, неполные, требующие дополнения.
Дети постарше сами просят какую — либо тему. Идут в библиотеку, ищут в интернете, вообщем, с интересом работают над заданной темой. И, конечно, сообщения получаются большего объема, интересные и полные. Много сообщений дети подготовили по разделам: домашние животные, домашний зоопарк, связь животных со средой обитания. Сообщения в дальнейшем очень помогают при работе над проектом. А в этом году запланировала исследовательскую работу.
Чем чаще дети получают задания для самостоятельного выполнения, тем больше возможностей выработать у них привычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями.
Словесные методы применяю не только в учебно — познавательном процессе, но и в воспитательных целях. Разработаны беседы, рассказы. Эти мероприятия расширяют кругозор, развивают любознательность ребенка.
Изучая газеты и журналы по данной теме, конечно я повысила самообразование. В ходе занятия применяя свои знания стараюсь повысить познавательный интерес детей, поддерживаю их заинтересованность. Возможно это является одной из причин того,что улучшилась сохранность контингента в группах; увеличилось количество желающих заниматься на кружке. И я думаю, что моя исследовательская работа поможет лучше организовать исследовательскую работу учащихся в этом учебном году.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста их знаний, умений и навыков. И это делается только ради ребенка, чтобы он развивался и самореализовался в жизни.
Труд не из легких — быть сегодня педагогом.
Другая жизнь, другие в ней кумиры,
Но детям я даю поддержку и участие,
Веду к вершинам. Как сказал поэт
Слагается учительское счастье
Из малых ученических побед.
Талант плюс трудолюбие плюс творчество —
Вот формула успеха педагога.
И с ней, мне в это верить хочется,
К вершинам приведет всех нас дорога.
Учитель, сам не уставай учиться,
Ведь в жизни совершенству нет предела
Иду вперед, покой мне только снится.
Лишь только бы душа не оскудела!