Цель, которую ставит, как правило, на уроке учитель, — это разжевать детям новый материал, заставить их его глотнуть и проверить, глотнули ли? Если да, ура! Программа выполняется! Но получает ли учитель удовольствие от такого «жевательного» урока? А что испытывают дети, которых из урока в урок запихивают прожеванными истинами? Удовольствия мало. Да и пользы немного: во что превращается и куда отправляется прожеванное хорошо известно каждому. Как научиться учителю получать удовольствие от уроков?
Совет первый
Помните Надю из «Иронии судьбы»? Свою учительскую задачу она видела в том, чтобы научить детей мыслить, иметь обо всем свое мнение. Как современно это звучит сегодня! Поставьте в целях к уроку на первое место — не формировать знания, а развивать критическое мышление. В таком случае вам понадобится полностью изменить методику проведения урока. Вместо «разжевывания» вы будете учить детей «жевать самую твердую пищу» самостоятельно да еще и оценивать при этом ее «качество и вкус». Удовольствие вы начнете получать тогда, когда ваши ученики научатся ставить вам по изучаемому материалу вопросы, сомневаться, обсуждать друг с другом непонятное и сомнительное, не принимать на веру написанное в учебнике, то есть будут превращаться на ваших глазах из «младенцев» в личности.
Совет второй
Откажитесь от «театра одного актера» и перестаньте «тянуть на себя одеяло»! Возьмите в привычку при написании конспекта урока делить страницу на две половины. В первой прописывайте все свои действия, во второй распишите, что делают дети на уроке. Следите, чтобы вторая часть была больше первой. Продумайте все виды самостоятельной работы школьников, подберите разнообразные и интересные задания.
Совет третий
Старайтесь побольше «отдыхать» на своих уроках. Отработайте со школьниками навычки взаимообучения в парах и группах. Не забывайте, что при взаимообучении усваиваемость материала наивысшая — до 90%. Поэтому важно, чтобы каждый ученик на уроке смог побывать в роли учителя. Такую возможность дает использование методов интерактивного обучения.
Совет четвертый
Используйте в работе опыт Тома Сойера, превратившего скучный процесс покраски забора в интереснейшую игру. Если вы хотите, чтобы ваши дети были на уроке такими же старательными и увлеченными, как мальчишки из Сент-Питерсберга, включите фантазию и предложите им поиграть в следователей, историков, писателей, научных работников, агрономов и т.д. Можно, как заведующий детским садом в «Джентельменах удачи», отправить своих воспитанников в космос. Интересно совершить виртуальное путешествие в экзотическую страну или посетить известный музей. Главное, не заиграйтесь сами и не забудьте: игра — это только мотивация к обучению, а не его замена.
Совет пятый
Старайтесь приходить к детям только в хорошем настроении. Раздражительный, злой, срывающийся на крик учитель создает вокруг себя отрицательную атмосферу, которая угнетающе действует на школьников. Да и сам учитель, оглушенный собственным криком, вряд ли испытает удовольствие от своего труда.
Хотите быть счастливым человеком — используйте все возможности для того, чтобы овладеть искусством получать удовольствие от урока.