Педагогические основы патриотического воспитания в России

Автор: Шишаков Герман Анатольевич, воспитатель-классный руководитель ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище».

Исходные положения современной методологии патриотического воспитания определены в основополагающих государственных документах: Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования. Эти документы ориентируют современное российское образование на идею исторической преемственности поколений, устойчивость в череде преобладающих ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной культуры.Богатый научный потенциал в сфере воспитания патриотизма был выработан педагогической наукой советской эпохи, в которой чувство патриотизма рассматривалось, как долг перед Отечеством и каждый юный гражданин обязан был им дорожить, как честный человек своим честным именем, достоинством своей семьи [Апанасенко, 2008:137]. Воспитанника уже в детстве должно было волновать настоящее и будущее Отчизны, и это рассматривалось как одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества, а гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность выступали основой человеческого достоинства. Кроме того, патриотизм выступает нравственной основой отношения человека к своей Родине, любви к Отечеству, глубокого знания и уважения отечественной истории, культуры, народных традиций.

Е. В. Лисецкая следующим образом определяет структуру понятия «патриотизм»:

  1. Эмоциональный.
  2. Интеллектуальный.
  3. Деятельностный.
  4. Потребностно-мотивационный.
  5. Волевой.

По мнению исследователей (Т. Евлапова, М. Бударагина), смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, — какая она есть, такая и есть. «Сегодня необходимо учить этому именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире» [Баранов, 2011:28]. Сегодня исследователи отмечают постепенную утрату традиционного для российского общества патриотического сознания. «Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории» [Красненкова, 2009:73].

Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, учебном заведении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями.

Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания являются возрождение у граждан России традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите. Мы соглашаемся с Т. Евлаповой и другими исследователями, что патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. «Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества» [Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»].

Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство. Основными задачами органов государственной власти и управления при этом должны быть:

ü создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование системы патриотического воспитания;

ü формирование патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в обеспечении глобальной и региональной безопасности;

ü воспитание личности гражданина — патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации;

ü формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи.

Сегодня готовность молодежи к защите родины, служба в рядах Вооруженных сил выступает долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Что такое патриотизм для современной молодежи? Как показало исследование, проведенное О. Зайцевой, 67% респондентов понимают патриотизм как любовь к Родине, по 15% считают, что это понятие отражает эмоциональное отношение к Родине либо чувство привязанности и долга. При этом образцом истинного патриота студенты видят ветеранов Великой Отечественной войны, военных, а также политических персон прошлого и современности (по 20%), героев-освободителей (15%), деятелей науки и искусства (12%).

Большинство молодых россиян признают важность подвигов своих предков и даже гипотетически готовы их повторить. Так, отдавая долг мужеству, героизму и патриотизму участников Великой Отечественной войны, 30% опрошенных считают, что скорее повторили бы их подвиги, 20% абсолютно уверены в том, что смогли бы это сделать. Не пошли бы по стопам своих героических предшественников только 20% респондентов. Полученные данные выступают свидетельством присутствия чувства гражданского долга у студенческой молодежи.

Важным фактором формирования патриотизма является отношение к истории, культуре и традициям страны. Судя по полученным результатам, большинство (64%) респондентов считают русские традиции и язык основой культуры и воспитания. 25% отметили свое уважение к традициям и языку, но при этом соглашаются с тем, что в их жизни они не играют никакой роли. А 10% посчитали их «не хуже и не лучше, чем в других странах». Таким образом, большинство студенческой молодежи видит в русских традициях и языке основу культуры России, тогда как людей безразличных или абсолютно не принимающих русскую культуру, среди опрошенных — меньшинство. При этом русская история и культура вызывает однозначный интерес у 50% опрошенных респондентов, еще 40% склоняются к тому, что им это интересно, и лишь 10% не испытывают интереса к русской истории и культуре.

Ярко выражены проявления патриотизма молодежи в восприятии русской нации, и ее роли в мировом развитии. Большинством голосов опрошенные представители молодежи поддержали идею о том, что русские — особая нация, и что она занимает особое место среди других стран (51% согласны с этой идеей, еще 31% скорее согласны). Также большинство в той или иной степени ощущают свое единство с русской нацией (49% ощущают, еще 35% скорее ощущают); испытывают чувство гордости от своей принадлежности к русской нации: 63% гордятся тем, что они русские, 27% скорее гордятся этим.

Патриотизм существует не только как абстрактное понятие в сознании студенческой молодежи. Конкретные его проявления связаны с чувствами, вызванными различными событиями, происходящими в жизни страны. На вопрос «Вызывает ли у Вас чувство гордости и радости упоминание о достигнутых успехах в спорте, политике, искусстве представителями России?» 80% опрошенных ответили положительно, еще 16% склонны к скорее положительному ответу. Таким образом, успехи страны важны для молодежи, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину.

Однако, оценивая нынешнее состояние российского общества с точки зрения условий для развития патриотизма, респонденты настроены весьма критично. Так, современную Россию 42% опрошенных оценивают как страну, где очень мало делается для создания условий патриотического воспитания, 14% — вообще отрицают создание таких условий [Жильцова, 2006:37].

Сегодня молодежь становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Ее отношение к этим изменениям, к России, ее месту в мире обусловлено не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. Фиксируемые в ходе опроса настроения респондентов свидетельствуют, что современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности», однако жизненные реалии и вытекающие из них рациональные соображения заметно влияют на желание молодых людей связывать свои жизненные планы и стратегии с Россией.

«В связи с этим все более актуальным становится вопрос о молодежной политике в области патриотического воспитания, нынешний уровень которой явно не отвечает задачам формирования настроений патриотизма. Необходимо разрабатывать, развивать и поддерживать программы, направленные на введение молодежи в историко-культурное пространство страны, акцентируя внимание на важности и необходимости подобных знаний для любого гражданина, формируя четкую осознанную гражданскую позицию молодежи, чтобы для нее проживание здесь было приоритетной ценностью. Человек, осознающий, что корни его неразрывно связаны именно с этой страной, и что здесь он может жить достойно, является самым надежным носителем гражданского самосознания и истинным патриотом своей страны» [Жильцова, 2007:40].

По утверждению Р. Часовникова, «патриотизм, как проявление деятельной любви к своей Родине, готовности умереть за неё или послужить ей своей жизнью, — необходимое и естественное качество гражданина своего Отечества... Понятие «Патриотизм» претерпевает постоянные нападки. С одной стороны на нем паразитируют многие непорядочные политики или идеологи, с другой — западные «просветители» [Саратовцева, 2010:33]. В далеком прошлом нашей страны патриотизм не выделялся в отдельную категорию. Патриотизм был естественным состоянием, а даже не свойством всякого гражданина.

Патриотизм не есть абстрактная функция общества или, тем более государства. Это не свойство любой конструкции случайно организованных людей или людей, собранных в одной местности в силу внешних обстоятельств.

Патриот — это тот человек, который испытывает сыновние чувства к Родине, и ведет себя, как любящий сын. Если мать не может прокормить его, если она больна, немощна или нуждается в его помощи, то он отдает все силы, чтобы вылечить, обеспечить, укрепить её. Патриотическое воспитание общества и, прежде всего, молодежи — это не просто одно из важных направлений в жизни страны. Без эффективного, содержательного, всеобъемлющего патриотического воспитания страны просто не будет.

Патриотизм — это значит, любить Родину, любя все лучшее в своем прошлом и настоящем, исправляя в себе и в обществе те пороки, которые не отвечают высокой планке. Не идеализация, а стремление к идеалу характерно для патриотизма [Русакова, 2007:52].

В последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому своего Отечества, и, прежде всего, к героическим страницам его истории. Это позволяет нам говорить о том, что в молодёжной среде идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров.

Назрела необходимость создания условий, способствующих совершенствованию личности молодого человека, воспитанию патриота своего Отечества и изменению массового сознания молодежи, поднимающего престиж ВС РФ.

В этом направлении значительную помощь могут оказать военно-патриотические объединения. Практика показывает, что полученные в них основы воинского воспитания, знания, навыки позитивно влияют на становление вчерашних призывников в воинских коллективах.

Создание системы патриотического воспитания в нашей стране в последние годы осуществлялось в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001–2005 годы и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006–2010 годы.

Всеобъемлющий характер патриотического воспитания, охватывающего все стороны духовной жизни человека, предполагает поиск средств, способных гармонично и целостно воздействовать на личность.

Констатируя множественность институтов социального влияния на личность молодого человека в свободное время, необходимо особо выделить воздействие молодежных общественных организаций. В этом контексте можно говорить о том, что сегодня молодежные общественные организации выступают феноменом социально-культурной активности подрастающего поколения. «Сами по себе молодежные общественные организации представляют собой особую разновидность общественных объединений. Они могут выступать как институтом социализации, так и инструментом формирования социально-культурных потребностей личности молодого человека, занимаясь в равной степени процессами воспитания, образования и развития» [Теньшов,2006:119].

Создание системы патриотического воспитания в нашей стране в последние годы осуществлялось в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006–2010 годы и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2010–2013 годы.

В настоящий момент в России наблюдается постепенный процесс организации патриотического воспитания через организацию клубов и центров патриотического воспитания. Появилась возможность для инноваций в этой области.

Патриотизм рассматривается в педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический его характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение прав и свобод человека, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены Законом РФ «Об образовании» (разд.1 ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственными образовательными стандартами, Государственной программой «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы». В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности [Красненкова, 2009:75].

Разработка моделей реализации основных направлений деятельности соответствующих государственных учреждений и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан в регионах страны, включая анализ применяемых технологий и методов, обобщение результатов ее апробации основаны на группах направлений, представленных ниже:

Первая группа — направления, определяющие содержание деятельности субъектов формирования патриотизма в обществе в целом.

Вторая группа — направления, определяющие характер усилий всего общества и, прежде всего, государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование патриотических настроений и поведения.

Третья группа — направления непосредственного патриотического воспитания российских граждан (в семье, школе, вузе, армии, предприятии, учреждении, организации и т.д.).

Первую группу направлений формирования патриотизма составляют следующие:

Идеологическое направление — утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших социально-политических ценностей граждан России.

Научно-теоретическое направление — активизация теоретических исследований основ формирования патриотизма как научной проблемы и как практической деятельности в целях его качественного наполнения в контексте важнейших изменений, происшедших и происходящих в обществе.

Педагогическое и методическое направление, включающее в себя:

  • фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания с учетом особенностей той или иной категории граждан РФ;
  • постоянное обобщение результатов этой работы и целенаправленное информирование субъектов формирования патриотизма, и, прежде всего, учебных заведений, организаторов массовой патриотической работы и др.;
  • развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания, оптимизация воспитательной работы со всеми категориями граждан;
  • регулярное издание соответствующей литературы, содержащей педагогические основы организации и проведения этой деятельности с учетом инноваций, передовой учебно-воспитательной практики (отечественной и зарубежной);
  • организацию подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком качественном уровне решать задачи патриотического воспитания и др.

Организационное направление — создание соответствующих механизмов для последовательного осуществления целого ряда мер по активизации процесса формирования патриотизма у российских граждан.

Нормативно-правовое направление — создание законодательной основы определения социально-правового статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений социально значимой деятельности государства и других субъектов формирования патриотизма.

Финансово-экономическое направление предполагает соответствующее ассигнование из государственного бюджета и средств органов исполнительной власти субъектов РФ всех органов и организаций, непосредственно занимающихся работой по формированию патриотизма.

Вторая группа направлений формирования патриотизма реализует усилия общества и государства в создании необходимых условий для оптимизации этого процесса во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической, социально-политической, духовной и военной. Только на основе выхода из современной экономической и социально-политической ситуации, возвращения России статуса великой державы возможно формирование общенациональной гордости за свою страну, а значит, и истинно патриотической деятельности каждого члена российского общества.

Безусловно, указанные направления являются общими для формирования патриотизма у всего народа, но в силу своей общности они затрагивают и военную сферу, основной задачей в которой является материально-техническое усиление Вооруженных Сил, повышение их боеспособности и готовности к защите Родины, внесение идеолого-патриотических ориентиров в выполнение военнослужащими своего конституционного долга по защите Отечества, поднятие международного авторитета Российской армии, когда при решении всех международных проблем будут вынуждены считаться с реальным существованием и возможностями таковой.

Третья группа направлений формирования патриотизма включает в себя основные приоритеты воспитательной работы со всеми категориями российского общества. Среди них: формирование ценностных ориентаций и приоритетов подростков и молодежи в формальном и неформальном образовании; вооружение граждан России глубокими знаниями сущности и истории Отечества; формирование патриотических чувств; воспитание волевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализациюпатриотических идей и чувств в практической деятельности.

«В качестве условий реализации данной модели предложены механизмы взаимодействия региональных субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РФ (учреждений культуры, культурно-досуговых организаций, различных организационных форм неформального образования)» [Быков 2011:16].

Е. Бондаренко выделяет в качестве субъектов патриотического воспитания в данной модели четыре основные категории: коллективы авторов сайтов — административных; учреждений и организаций; электронных СМИ; и индивидуальных пользователей (детей, подростков, молодежь).Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания — организации, коллективы культурно-досуговых центров; формы творческих/общественных объединений); предлагаемые организационные формы работы — курсы, свободные дискуссии, форумы, патриотические игры, творческие форумы, литературные сетевые конкурсы на патриотические темы и т.п.

Е. Бондаренко выделяет следующие региональные субъекты патриотического воспитания: учреждения культуры, культурно-досуговые организации, общественные объединения, военно-патриотические объединения; спортивно-патриотические объединения; школы/кружки патриотического воспитания при ОУ, неформальные общественные объединения, творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.); временные проектные коллективы [Буева, 2011:9-15].

Все более очевидной становится необходимость для государства и общества в более систематической работе по организации патриотического воспитания молодежи как важного социально-нравственного ориентира, направленного на становление российской государственности.