Автор: Плешнёва Светлана Ростиславовна, МОУ-СОШ № 8 г.Клин
Цель: воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Оборудование: плакаты, стенды, высказьшания русских и советских писателей и поэтов о русском языке.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем вечер-конкурс «О великий, могучий...», который включает в себя две части. В первой, теоретической, мы все вместе вспомним высказьшания русских и советских писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения о русском языке, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать. А во второй, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи. Итак, начинаем!
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык — я онемею. Утратив русский, — стану я глухой.
Чтец 3. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Учитель. Ребята, вспомните известные вам высказывания о русском языке и расскажите.
Чтец 4. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
Учитель. Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Но всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
(Учащиеся 8 класса разыгрывают сцену «В королевстве Пунктуации»).
Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя. Федя.
Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.
Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя. Ой, подождите, подумать — то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя. Не надо. Мне домой, если можно.
Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.
Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).
Чтец 1. Великий писатель М.Горький считал язьш тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Учитель. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, ребята, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.
Чтец 2 (читает стихотворение «Ленительный падеж» Г.Граубина)
ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнителъный,
Лежателъный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный.
Учитель. И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного. Потому что «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского язьпса, утверждал: «Русский язьпс должен стать мировым язьпсом. Настанет время (и оно не за горами), — русский язьпс начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язьпс стал одним из широкоизвестных мировых языков.
На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй. Предлагаем вам вопросы и задания. За каждый правильный ответ получаете фишку. У кого наберется наибольшее количество фишек, тот и станет победителем, то есть знатоком русского язьпса среди участников нашей встречи.
Вопросы:
- Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).
- Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение ТО — омоним (омоформ) суффикса -ТО: как-то, где-то).
- О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.
- Какую часть слова можно найти в земле?(корень)
- Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак).
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).
- В каком слове сорок гласных? (Сорока).
- В каком слове 7 гласных? (Семья).
- Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни, названия дня? (Вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал И цифры знал немало... Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где И, а где же Ы.
(Буквы И, Ы после Ц).
4. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами?
(Именительный).
- который часто меняет сво решения («Семь пятниц на неделе»);
- которого трудно заставить поверить чему-либо (Фома неверующий);
- кротком, безобидном, незаметном («Тише воды, ниже травы»);
- который чувствует большую неловкость («Готов сквозь землю провалиться»);
- очень болтливом («Язык без костей»);
- который испытывает чувство сильного испуга, ужаса («Волосы дыбом становятся»).
- Когда мы употребляем выражение ЧУЧЕЛО ГОРОХОВОЕ и почему. Что оно означает? (О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц).
- Интересно происхождение фразеологизмов. Например, фразеологизм СИРОТА КАЗАНСКАЯ появился так. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой. Выскажите предложение о том, как сложились следующие фразеологизмы, и дайте их толкование:
- крокодиловы слезы (притворные слезы, неискренние сожаления. Когда крокодил заглатывает свою жертву, он плачет, но не от избытка чувств, а от избытка солей, которые скапливаются у него в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз);
- жить на широкую ногу (богато, роскошно, не стесняясь в средствах. Это связано с тем, что в 14-м столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута (45 см), башмак борона -в два фута (60 см), а башмак князя — в два с половиной фута (75 см.) По башмаку можно было узнать самого знатного);
- дело в шляпе (о деле, уже почти законченном, за исход которого нечего опасаться. От обычая метать жребий, который чаще всего клали в шляпу и тянули оттуда. Другая версия: в старину все сообщения доставались гонцами на лошадях. Для безопасности важные бумаги зашивали за подкладку шляпы или шапки);
- долгий ящик (отложить на неопределенно длительное время. При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьба и жалобы, обращенные к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге, свертываемой в свитка. Свитки эти были длинными, поэтому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Но ответ просители обычно получали не скоро)’,
- спустя рукава (трудиться неохотно, небрежно. Старинная русская одежда была с длинными, спускающимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать).
14. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на
машинке).
- Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки: выходите, сходите или встаете? (Выходим).
- Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).
17. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков — приспособлений для затормаживания вагонов).
Учитель. А сейчас каждый назовет количество фишек, которое он заработал, и все мы узнаем победителя. (Подведение итогов).
Ребята, наш вечер-встреча завершается. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.