Нетрадиционные формы работы над словарными словами и орфографическим правилом

Автор: Кагарманова Наталия Александровна, учитель начальных классов г.Тольятти МБУ СОШ №86

В данной работе описывается способы запоминания словарных слов методом ассоциаций. Приводятся примеры детского творчества. и Описывается приём работы над орфографическим правилом "Смотрю, читаю, рисую, запоминаю".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом работы по изучению словарных слов и орфографического правила в начальной школе.

Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации учащегося.

Анализируя письменные работы учащихся, я пришла к выводу, что необходимо внести в свою работу над изучением словарных слов и орфографического правила элемента занимательности, новизны, игры. Найти такие методики, девизом которых было бы «Учимся, играя», что очень актуально для психологических особенностей младших школьников.

Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  • при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • активно привлекать к изучению учащихся;
  • использовать различные приёмы для запоминания;
  • систематически проводить такую работу.
  • Перенимая опыт передовых педагогов, решить проблему повышения грамотности мне помог метод ассоциативного запоминания.

    Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Для того чтобы запомнить непроверяемую гласную, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать.

    Ассоциации подразделяются на следующие группы:

    • звуковые ассоциации (детям предлагается подобрать слово, связанное с данным, чтобы чётко слышался гласный или согласный звуки)
    • метод графических ассоциаций (запоминаемая буква обыгрывается в слове)
    • Комбинированный метод (трудная часть слова представляется отдельным словом)

    ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

    а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

    Ассоциативная связь может быть по:

    • цвету;
    • месту расположения;
    • форме;
    • звучанию;
    • действию;
    • вкусу;
    • материалу;
    • назначению;
    • количеству

    и т.д.

    б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

    Когда правильное  написание словарного слова доведено до автоматизма ,надобность в ассоциациях сама собой отпадает. Для привлечения внимания учащихся к словарным словам можно использовать игровые моменты: картинный диктант, сочинение четверостиший, составление ребусов, кроссвордов и т.д.

    ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!

    Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в способности находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

    В своей практике учителя, как правило, применяют методики простого заучивания правила. И далеко не всегда метод «зазубривания» положительно влияет на повышение грамотности у учащихся.

    Между тем существует другая методика изучения орфографического правила «Слушаю, читаю, рисую, запоминаю». Её автором является О.В. Пронина автор прописей «Мои волшебные пальчики» по программе «Школа 2100».

    Суть данного метода состоит в том, что дети не заучивают правило наизусть, а через творческие работы показывают практическое применения орфографии.

    Многие учащиеся представляют свои работы не только в виде перечисления слов, подходящей к данной орфограмме, но и создают игровые образы, способствующих лучшему усвоению изучаемой орфограммы.

    По окончании ряда уроков, посвященных изучению определённой орфограммы, проводится урок обобщения и закрепления. На этом уроке дети представляют свои имеющиеся знания тоже в виде творческих работ. Это схемы, таблицы, алгоритмы, памятки. Насколько полно, точно, развёрнуто ученик представил свою работу, учитель может судить о степени освоения ученик изученного материала.

    По данным методикам я работаю давно. По результатам словарных диктантов ошибки сведены к минимуму, по результатам срезовых контрольных работ по русскому языку просматривается положительная динамика уменьшения орфографических ошибок с параллельной работой  повышению орфографической зоркости.

    Положительного результата можно добиться при регулярной и систематической работе, используя данные методики изучения словарных слов и орфографического правила.