Если верить современной системе российского образования, то да, конечно можно. Она, эта система, не принимает всерьез то, что многие детишки уже в первых классах перестают понимать то, что им рассказывают учителя. Таких детей называют необучаемыми, держа в уме при этом: ну тупые они, что с них взять, небось родители у них пьяницы. И невдомек педагогам, строго придерживающимся методических рекомендаций, что многие из их учеников органически, по природе своей не способны воспринимать материал в том виде, в котором его излагать рекомендуют программы.
Карл Юнг выделял четыре типа восприятия: рациональное, эмоциональное, интуитивное и деятельностное. То есть, люди бывают разные. Одни хорошо воспринимает материал, когда он выстроен логически — такие люди легко осваивают компьютерные программы, например, курсы 1С они могут осовить быстрее своих сверстников. Другие способны запомнить, например, сюжет литературного произведения только тогда, когда эмоционально сопереживают его героям. Интуитивисты (эмпаты) и сами не понимает, как знания появляются у них в голове. Люди, которым свойственно деятельностное восприятие, получают знания через непосредственное соприкосновение с объектом изучения, им нужно покрутить в руках молоток, чтобы понять, как гвозди забивают.
Когда-то я вел в Университете курс геометрической кристаллографии, в котором изучается симметрия кристаллов. Курс построен чрезвычайно рационально. Есть так называемые теоремы сложения. Если в кристалле существует ось второго порядка и центр инверсии, то обязательно будут и две плоскости симметрии, проходящие через ось. И множество студентов, заучивших эту теорему наизусть, не могли показать эти плоскости на деревянной модели.
Тогда я пошел другим путем. Я им говорил: возьмите в руки эту модель. Покрутите ее, присмотритесь к ней, постарайтесь ощутить, что в ней есть повторяющегося, почувствуйте какую-то закономерность в форме модели, попробуйте увидеть красоту в ее правильности... В результате студенты, которые были признаны «тупыми», прекрасно сдавали все требуемые зачеты.
Они просто были другими. Логический ход «если... то...» их головы не воспринимали в принципе. Любые абстракции были им чужды. А вот войдя во взаимодействие с предметом изучения (даже в форме деревянной модели), они «считывали» знания в лучшем виде.
Со времен эпохи Возрождения принято считать, что наиболее эффективный способ передачи знаний — рациональные построения, описание причинно-следственных связей. На этом основании строятся все программы обучения. Но огромное количество людей не готово воспринимать знания в этом формате. У них просто нет для этого природных способностей, или, говоря по научному, не сформирован в мозгу альфа-ритм. Их нужно учить по-другому! Не зря раньше практиковался способ передачи знаний и умений «из рук в руки», от мастера к ученику. Именно так оптимально обучать людей, не склонных к логическому мышлению.
Сейчас об этом как-то «забыли». И пытаются силой запихнуть в головы детишкам рациональные знания. Бедные двоечники! Они, может, и хотели бы стать отличниками, но не могут, потому что у них головки по-другому устроены!
И ведь все особенности возрастной психологии восприятия известным, по крайней мере ученым из Академии Педагогических Наук, которые программы составляют. Но не учитывают, не обращают внимания. Потому что очень сложно научить педагогов тому, что один и тот же материал нужно давать в совершенно разных формах, так, чтобы шанс усвоить его был у каждого ребятенка, вне зависимости от его типа восприятия.