Задачи:
- Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
- Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
- Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
- Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Оборудование:
План мероприятия:
- Заполнение анкет родителями.
- Игра «Клубок».
- Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
- «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
- Элемент логоритмики «Электричка»;
- «Веселый зоопарк» (станции);
- Игра «Покричи как животное»
- Составь образ животного;
- Рефлексия, подведение итогов.
Организационный момент:
- Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
- свободное общение родителей и детей друг с другом.
- индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.
Ход встречи:
1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
Игра «Клубок»
Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
Ход игры: взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я — Мишка-Топтыжка. Я очень — очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).
2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.
3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
Элемент логоритмики
Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.
Мы едем в электричке:
«Ура, ура, ура!»
Стучат, стучат колеса:
«Та-та! Та-та! Та-та!»
Мелькают мимо сосны,
И ели, и дома.
Стучат, стучат колеса
«Да-да! Да-да! Да-да!»
А в зоопарке лисы
И слоник, и верблюд.
Приедем в зоопарк мы,
Как весело же тут!
Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.
4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.
1 стол — «Познакомимся со слоненком»
На этой станции представлен:
Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.
Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».
Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
«Листочки». Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.
«Кораблики». Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)
Задания:
Выбери картинки с определенным звуком;
Составь предложение с этими картинками;
В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)
Игры:
«Шумящие коробочки» — это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.
«Отбивание ритма» — взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.
2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста
«Я в лучах солнца»
Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.
Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».
В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.
Приложения:
- Приложение 1. Выступление учителя-логопеда «Понятия „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»
- Приложение 2. Анкета для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи
- Приложение 3. Артикуляционная гимнастика
- Приложение 4. Памятка родителям
Список используемой литературы
- Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
- Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009