Лес и его обитатели

Автор: Разумовская Наталья Петровна, учитель начальных классов МОУ «Поддубновская СОШ» с. Поддубное Инзенского района Ульяновской области

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

познавательные УУД:

  • начать знакомство с лесом как с природным сообществом;
  • обобщить и систематизировать знания о лесе;
  • сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
  • учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
  • описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • использовать словарь учебника;

личностные УУД:

  • работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
  • работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

  • учить ставить цели предстоящей работы;
  • учить различать учебные задания разного типа;
  • учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
  • учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

  • совершенствовать умение работать в паре, в группе;
  • учить осуществлять учебное сотрудничество;
  • учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: презентации, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, карта растительности Тверской области.

Ход урока:

1. Оргмомент.

— На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

2. Сообщение темя и целей.

— Дети определите тему сегодняшнего урока. (по оглавлению)

Лес — и его обитатели.

— Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему " Лес и его обитатели" стр. 43 учебник

— Какие сообщества мы изучим в этой главе? (см. в словаре Ожегова сообщество)

 Какие цели урока мы поставим?

3. Актуализация ЗУН. (пиктограмма «Повтори пройденное»)

стр. 43 учебник

— О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?

— Есть ли в твоём крае лес?

— Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)

  • Работа в парах по словарику в конце учебника.

— Определим по словарику в конце учебника значение этих слов.

  • Работа с картой растительности Тверской области.

— Какие леса же преобладают в нашем крае? Определите по фону.

(смешанные, в елово-широколиственные, берёзовые и осиновые, сосновые леса)

Презентация «Какой бывает лес в разное время года?»

— Наш район и в частности Тверская область находится в лесной зоне, в подзоне южной тайги, переходящей в смешанные широколиственно-хвойные леса.

— Какие растения встречаются в наших лесах?

— Животные?

4. Работа с текстом параграфа.

стр. 43

— Что такое лес?

Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить ___________________

(пиктограмма «Выскажи предположение)

— Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько „этажей“, или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости? (см. в словаре Ожегова ярус)

(высказываются разные мнения детей).

Физпауза __________________________________________

5. Комментированное чтение. Заслушивание микроисследований. Презентация „Какие деревья живут на разных ярусах в нашем крае?“

Верхний ярус — высокие деревья — светолюбивые.

Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.

Ниже — низкорослые деревья — теневыносливые.

Рябина, черёмуха, ива.

Третий ярус — кустарники.

Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

Ниже кустарников — кустарнички черники, брусники и травы — ландыш, кислица.

Все теневыносливые.

Самый нижний ярус — мхи и лишайники.

6. Работа в хрестоматии по тексту » Что такое лес?"

Работа в группах.

— Дети, где можно быстро найти текст в хрестоматии?

(по оглавлению) стр. 85 хрестоматия

— Рассаживаемся в группы. Получаем задания.

Вопросы:

  • Сколько ярусов в смешанном лесу?
  • Какие растения располагаются в первом ярусе и ниже? И что такое подлесок?
  • Какие растения располагаются в самом нижнем последнем этаже? (это почва, в ней прячутся корни зелёных обитателей)
  • Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу в лесу? (подрост)
  • У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса? (ель, пихта, кедр, рябина, черёмуха, крушина, калина)
  • Пиктограмма «Выскажи предположении». Чтение отрывка текста.

7. Работа по учебнику.

— Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

стр. 45 учебник

  • Работа по рисунку. Пиктограмма «Работа в парах».

стр. 45-46 учебник

— Расскажите, какие животные живут и на каком ярусе?

  • Чтение текста параграфа стр.47-48 для расширения и дополнения ответов детей.

Индивидуальное задание.

Работа в хрестоматии стр. 91 текст "Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?

9. Закрепление материала.

Работа в тетради для самостоятельных работ.

№ 18 стр. 16. Дорисуй животных. (работа консультантов)

10. Домашнее задание.

— Мы продолжим работу по этой теме. К следующему уроку приготовьте исследования на тему — малоизвестные факты о следующих животных:_________________ . Обязательно расскажите о природных врагах и о питании животных.

12. Итог.

— Что узнали нового?

— Достигли целей?

— Что интересного узнали?

13. Анализ. Выставление оценок.