1. Личностная готовность. На начальном этапе формирования личностной готовности школа привлекает малыша лишь только внешними атрибутами: портфель, тетрадки, красивые канцтовары, форма. При поступлении в первый класс основной акцент должен делаться на возможность получить новые знания.
2. Интеллектуальная готовность. Критерий основывается на обширности кругозора малыша и запасе необходимых знаний, а также интересе к познанию новой информации. Определяется способностью ребенка устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между явлениями, событиями.
Основные подразделы:
- Развитие логического мышления. Умение объединять предметы по группам на основе одного существенного признака: выбери только наземный транспорт, летнюю одежду, только диких птиц. Способность находить различия и сходства между двумя предметами: чем похожи и чем различны елка и еж, карандаш и ручка.
- Развитие произвольного внимания. Способность сосредоточиться на выполнении поставленного задания в течение 15-20 минут.
- Развитие произвольной памяти. Способность связывать запоминаемый материал с определенной картинкой, символом, ситуацией.
3. Социально-психологическая готовность.
Степень сформированности социально психологической готовности тоже имеет ряд направлений:
- Учебная мотивация. Желание поступить в школу аргументируется ребенком как важность и необходимость получения новых знаний. Выражается также проявлением интереса к процессу обучения и новой учебной информации.
- Умение общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Ребенок дошкольного возраста должен признавать авторитет взрослых, в общении со сверстниками не проявлять агрессивности, находить выход в конфликтных и проблемных ситуациях.
- Умение воспринимать поставленные задачи. Внимательно выслушать и понять условия задания, при необходимости уметь уточнить недопонятый момент.
4. Физиологическая готовность. Уровень биологического и физиологического развития, состояние здоровья.
- Развитие мелкой моторики. Уверенное владение карандашом, правильно поставленная кисть при письме, умение пользоваться ножницами.
- Координация движений. Пространственная организация: направо — налево, выше — ниже, ближе — дальше.
- Координация в системе зрительного восприятия. Перенесение (копирование) зрительного образа (узор, фигура) с образца на лист бумаги.
На развитие внимания, памяти, усидчивости и других необходимых психо-мыслительных процессов психологами разработано огромное количество упражнений. Важно помнить, что при подготовке ребенка к школе необходимо уделить внимание и его внешнему виду — для этого существует школьная форма (полная информация о школьной форме подробнее).
Таким образом, личностная, интеллектуальная, социально-психологическая и физиологическая готовности способствуют комфортному обучению ребенка в школе.