Можно назвать этот метод «Этика в схемах: конструктор терминов»
Например:
Тема урока — «Граница между добром и злом». Когда я знакомила учеников с понятием «Ценности», мне пришла в голову идея: «А если изобразить ценности графическими фигурами и наглядно показать что будет, ЕСЛИ....»
И вот что у меня получилось:
1. Ценности делятся на две категории: моральные и материальные.
Понятие моральные я разделила ещё на две категории: социальные и духовно-нравственные и начала рассуждение:
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ценности — это тот фундамент, на котором мы можем стоять, опираться, возвышаться и т.п., Это в первую очередь деньги, дом, машина и т.д. по нарастающей. Этот фундамент пусть будет в виде прямоугольника, т.к. прямоугольник — это мистический союз четырёх стихий, (4-х элементов в их статическом аспекте; число четыре — это разделение всего сущего на четыре части: земля, вода, огонь, воздух). Потому что это платформа, основание — ФУНДАМЕНТ!!!
Четырёхугольник может быть разной формы. И состоит он из множества кирпичиков-ценностей. А, может, их совсем и не быть... (об этом мы поговорим дальше).
Напомню, что МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ я поделила на СОЦИАЛЬНЫЕ и ДУХОВНЫЕ.
3. МОРАЛЬНЫЕ ценности — СОЦИАЛЬНЫЕ, я увидела в виде треугольника, у которого тоже возможна различная форма. Треугольник тоже состоит из кирпичиков-ценностей, у кого какая ценность, где будет располагаться, зависит от того, кто какое место отводит «социальным» ценностям. Символика треугольника не так проста, она имеет много значений, ведь есть ещё и перевёрнутый треугольник. От чего зависит форма треугольника, тоже объясню позже. К социальным ценностям мы, совместно с учениками, отнесли: семья, работа, друг (друзья), здоровье, досуг, образование, быт, хобби, отдых и т.п.
4. МОРАЛЬНЫЕ ценности — ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ: определили с ребятами такие: жизнь, творчество, Родина, душа, личность, патриотизм, честь, любовь, дружба, доброта и т.д. И, для таких определений, я решила, что самая подходящая фигура — это круг, так как круг — это символ единства, вечности и бесконечности времени, знак совершенства как бесконечная линия.
5. Когда я детям объяснила всё и нарисовала (а, они, соответственно, зарисовали всё в тетради), перехожу к «строительству». Рисую схемы:
I. СХЕМА 1
II. СХЕМА 2
Переходим к разъяснениям и выводам:
ВЕРХНЯЯ ФИГУРА означает то, чем занята голова в данный момент,
СРЕДНЯЯ ФИГУРА — то, чем живёт тело,
ТРЕТЬЯ — НИЖНЯЯ ФИГУРА — это то, что имеется материального, это та база, на которой развивается всё остальное, повторюсь, что бывают случаи, когда эта, третья часть, отсутствует, или есть виде маленькой тоненькой линии. Размер «фундамента» опять же зависит от выбора ценностей, и их значимости для школьника.
6. Спрашиваю ребят, какая фигура устойчивее? (Ответы)
Почему? (Ответы)
7. И в первой, и во второй фигуре мы можем убрать нижний ряд. Что случится в итоге?
(ученики размышляют, отвечают)
8. А какие ещё фигуры мы можем построить из предложенных фигур?
(И вот тут обучающиеся фантазируют на 100%, предполагая, каким будет тот, или иной человек, определённой «фигуризации») Получается весело!
ПОДВОДЯ ИТОГИ УРОКА, (т.е. провожу рефлексию) отвечаем на заключительный вопрос:
- К какой фигуре желаете стремиться и почему?
- Хотите что-то переделать в этих фигурах? Что?
И после всех высказываний резюмируем, что ЖЕЛАТЕЛЬНО стремиться к фигуре № 2, когда всё в личности будет гармонично.