Композиция — это взаимное расположение изображений и текста на слайде — обеспечивает эффективность и комфортность его визуального восприятия.
Композиция призвана усиливать основную мысль слайда.
Композиция призвана усиливать основную мысль слайда.
Способ поиска композиционного оформления слайда приведен ниже. При этом нужно иметь в виду, что буквы, математические и иные символы также представляют собой элемент графического представления данных.
Алгоритм создания композиции
- Определить визуальный центр слайда — центр внимания.
- Создать композицию по интуиции.
- Проанализировать, подчеркивает ли (а не отвлекает) второстепенная графика от центра внимания. 4. Поставить себя на место пользователей: а) доброжелательного, б) критично настроенного. Оценить композицию с их «позиций».
- Опираясь на интуицию внести поправки в композицию.
- Вернуться к п. 2
Определившись, как располагать объекты на слайде, можно перейти к тому, что именно на нем располагать: все, что изображено на слайде, должно быть столь действительно необходимо, чтобы ни одну деталь нельзя было убрать без урона для целого. Чтобы ничего не хотелось добавить и изменить, чтобы все смысловые связи между элементами были точны и содержательны.
Идеально — это не когда нечего прибавить, а когда нечего отнять.
При этом нужно учитывать особенности восприятия человеком визуальной информации, игнорирование которых затрудняет ее прием и осмысление.
Создайте аудитории визуальный комфорт.
Учитывайте факторы утомления зрения:
- переизбыток объектов (не более 5, оптимально 3-4),
- наполненность площади слайда более, чем на 50-60% (по отношению к фону),
- слишком яркие или слишком бледные изображения,
- слишком мелкие изображения,
- однообразные или слишком сложные контуры изображений.
Задача композиции состоит еще и в том, чтобы создать как можно больше общих моментов в расположении, размере и форме объектов на слайде. Соответственно, для этого нужно перемещать объекты, менять их размер и деформировать до тех пор, пока что-то не получится.
Общего у произвольного набора объектов может быть очень много, нужно только поискать как следует. Например, симметричное расположение относительно вертикальной/горизонтальной оси слайда. Или выравнивание: по одному из краев или по центральной оси объектов. Или интервалы: равные объединяют объекты, разные — разъединяют. Пропорции объектов не всегда могут быть одинаковыми, но размер хотя бы одной из сторон может совпадать. Еще один важный момент — толщина линий. Если один объект нарисован жирной линией, а второй — тонкой, то даже слепому ясно, что они какие-то разные.
Вообще, чем больше общего в объектах, тем лучше. Тем сильнее можно сконцентрировать внимание на их отличиях. В этом и состоит настоящее мастерство композиции.
Композиционная уравновешенность слайда
Мы традиционно считаем, что если какой-то объект существенно больше остальных, то он доминирует над ними, подавляет их. И если мысль автора слайда не такова (то есть не в подчеркивании этого доминирования), то композиция — плохая, она противоречит мысли автора слайда. Обычно дизайнеры стремятся разместить объекты, большие по размерам, внизу слайда, иначе композиция будет казаться «неустойчивой, падающей».
Если у Вас есть один большой объект на слайде, то его следует разместить в середине слайда, по крайней мере, по вертикали. А если он смещен в сторону, то с другой стороны он должен быть «уравновешен» несколькими маленькими объектами.
Если у вас три объекта — один большой и два маленьких, то, размещая их по горизонтали, Вы интуитивно наверняка разместите большой объект в середине, расположив маленькие по бокам — для создания уравновешенной композиции.
К вопросам композиции слайда относится и расположение картинок (рисунков, фотографий и т.д.), в которых есть выделенное направление движения.
Например, посмотрим, как влияет расположение рисунка на подсознательное восприятие того, что именно иллюстрирует данная картинка.
Вариант 1.
Наши достижения невелики, но мы в начале пути, нам есть куда расти.
|
|
Вариант 2.
У нас есть достижения, но мы достигли некоторого предела. Мы уперлись в стенку. Нам надо усиленно работать, чтобы увидеть новые горизонты и скачком преодолеть возникшие препятствия...
|
|
Вариант 3.
Мы упираемся в потолок. Дальнейший рост невозможен без новых идей.
|
|
Вариант 4.
Наши достижения велики, мы сейчас выйдем за пределы слайда на следующий уровень.
Линия роста является продолжением диагонали слайда.
|