Каждый преподаватель не раз в своей профессиональной карьере сталкивался с проблемой подготовки и проведения открытых уроков. Конечно, можно по-разному относиться к практике посещения уроков: представители администрации видят в этом действенный способ контроля над учебным процессом, а сами педагоги порой — только излишнюю нервотрепку. Можно долго спорить о том, насколько оправдана данная мера, но в настоящий момент избежать уроков «напоказ» могут лишь те преподаватели, которые сами являются директорами образовательных учреждений. Все остальные вынуждены смириться с нарушением микроклимата на своем уроке и попытаться с честью выдержать это небольшое испытание для своей нервной системы.
Рассмотрим основные моменты, которые включает в себя подготовка к открытому уроку.
- Самое главное — это правильный психологический настрой на урок. Что под этим подразумевается? Прежде всего, не стоит придавать предстоящему мероприятию слишком большого значения. Как бы важен не был данный успех для вашей карьеры, помните, что это всего лишь урок, а точнее всего 40-45 минут, которые пролетят очень быстро. Возможно, он станет вашим триумфом, а может быть, что-то пойдет не так, как вы планировали. В любом случае, это ещё один шаг вперед по лестнице педагогического мастерства, новый бесценный опыт, который поможет вам избежать ошибок в дальнейшем.
- Эмоциональный настрой. Постарайтесь сделать так, чтобы на уроке было хорошо и комфортно не только вам и вашим учащимся, но и гостям. Настройтесь на волну доброжелательности. Не думайте о плохом. Вместо этого подберите несколько интересных заданий, нацеленных на снятие напряжения в самом начале урока. Это поможет всем расслабиться и настроиться на получение только положительных эмоций. Пусть и для вас, и для учащихся этот урок станет небольшим праздником, ярким и запоминающимся.
- Методическая подготовка. Продумайте план урока заранее. Если тема не кажется вам выигрышной, поэкспериментируйте с заданиями. Вы вправе выбрать тот тип урока, который в самом выгодном свете позволит вам продемонстрировать возможности ваших учащихся. Именно в этом, как в зеркале, отразится все ваше мастерство.
- Реально оцените возможности класса или группы. Не стоит предлагать детям задания, с которыми они никогда раньше не сталкивались. Лучше подобрать такие виды деятельности, которые детям нравятся и удаются лучше всего.
- Страховка. Никто не знает заранее, как пойдет урок. Дети могут справится с заданиями намного быстрее, чем вы думаете. На всякий случай, продумайте увлекательные дополнительные задания, задания на смекалку. Подготовьте дополнительный раздаточный материал — шарады, загадки, головоломки, кроссворды, которые помогут вам заполнить «лишние» пять минут в конце урока. Кстати, обратите внимание на то, что дети любят разгадывать кроссворды, особенно если есть дополнительная мотивация, например, плюс один балл к отметке за правильный ответ. С другой стороны, любое задание может вызвать у детей непредвиденные трудности, поэтому заранее отметьте в своем плане те моменты, которые можно безболезненно пропустить.
- Имидж. Вы не только должны выглядеть безупречно, но и чувствовать себя уверенно и комфортно. Разумеется, деловой стиль будет уместен в большинстве случаев, но и разумную креативность еще никто не отменял.
- Поощрение. Решите заранее, чем именно вы себя побалуете, когда все закончится. Пусть мысль об этой маленькой радости согревает вам душу во время всего урока.
- Верьте в себя! Вы же каждый день проводите такие уроки — и в этот раз все получится. Спокойно относитесь к критическим замечаниям — просто учтите их на будущее.
Таким образом, вы сделаете все возможное, что от вас зависит, чтобы показать уровень вашего профессионализма и умение блестяще справляться с самыми сложными задачами.