Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, при работе с электронным учебником надо использовать преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
Электронный учебник для 10 класса по программе И.Н. Пономарёвой содержит богатейший ЭОР. Имеет удобную компановку материала и прост в освоении. В своей работе использую достаточное количество ЭОР, но в этот просто влюблена и самое главное он нравится учащимся.
Содержание электронного учебника построено точно также, как и печатного, соответствует программе и требованиям ФГОС. Состоит из 4 глав:
- Введение в курс общей биологии.
- Биосферный уровень жизни.
- Биогеоценотический уровень.
- Популяционно-видовой.
После этого идёт галерея, состоящая из 10 ресурсов: анимации, биографии учёных, интерактивные задания, интерактивные рисунки, интерактивные таблицы, информационные тесты, карты, коллажи, ленты времени, схемы. И два последних ресурса — это итоговый тест (контрольно-измерительные материалы ЕГЭ) и интерактивный словарь основных понятий по всему курсу. Каждая тема урока содержит папку с учебными материалами (базовый и дополнительный), папку с наглядными материалами и контрольно-измерительные материалы. Причём очень удобно использование гиперссылок по тексту каждого параграфа. После изучения каждой главы есть итоговый тест, который состоит из трёх ресурсов: подведём итог, кроссворд, контрольная работа.
Как можно использовать электронный учебник на уроках:
1. Для изучения нового материала.
Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала. Например, при изучении любой темы в 10 классе электронный учебник содержит богатейший наглядный материал, который идёт в интерактивном режиме, что позволяет более детально и на конкретных примерах изучить материал. Различные схемы, таблицы можно разворачивать не сразу, а постепенно по мере объяснения материала. После объяснения материала учителем можно вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно.
2. Для самостоятельного изучения темы учащимися.
После объявления темы урока учащимся выдаются задания или вопросы для самостоятельной работы, а затем идёт фронтальная беседа. Например, вопросы по теме «Причины устойчивости биогеоценозов»:
- Назовите основные причины устойчивости биогеоценозов.
- Что может привести к нарушениям в биогеоценозах?
- Какая экологическая ситуация сложилась на озере Байкал и как её разрешить?
- Выдвинете подобные проблемы по своей местности и как их можно разрешить?
- К чему может привести простое уплотнение почвы?
- Выделите основные закономерности, способствующие устойчивости биогеоценоза.
Учащиеся работают как с учебными материалами, так и с наглядными. Можно организовать обратную работу, когда учащиеся сами составляют вопросы, или используют различные способы для свёртывания информации.
Структура данного электронного учебника позволяет организовать работу на уроке в кейс-технологии. Вопросы к кейсу составляет учитель, либо это совместная работа учителя и учащихся.
Модель урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Проверить готовность класса к уроку |
Настраиваются на урок, готовят рабочее место, включают компьютеры |
2. Мотивация и целеполагание |
Обеспечивает мотивацию к принятию учащимися целей учебно-познавательной деятельности через проблемную ситуацию |
Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
3. Актуализация |
Актуализация знаний и умений |
Отвечают на вопросы учителя |
4. Применение учебного материала в знакомой и незнакомой учебных ситуациях |
Организует работу класса: индивидуальную, парную, фронтальную по электронному кейсу |
Работают индивидуально и в парах по вопросам к кейсу |
5. Проверка уровня обученности |
Организует дискуссию, оценивает правильность изложения материала |
Участвуют в дискуссии за круглым столом, выполняют тест на компьютере (самооценка) |
6.Домашнее задание |
Повторение материала по теме «Биогеоценотический уровень», подготовка к итоговому тесту |
Записывают и анализируют домашнее задание |
7.Подведение итогов и рефлексия |
Предлагает учащимся оценить личную значимость |
Вытягивают карточку и дают ответ |
При работе с электронным учебником:
Подводя итог, следует сказать, что использование электронного учебника на уроках биологии в 10-11 классах способствует развитию самостоятельности и познавательного интереса учащихся.