Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- экологические аукционы, марафоны, викторины;
- экологические акции;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологически музеи;
- дни экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- экологические агитбригады.
В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая агитбригада.
Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Главная цель работы агитбригады нашего дошкольного учреждения — активизация экологического движения в своем детском саду, города и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
Задачи агитбригады:
В организации этой работы мы пока делаем первые шаги.
В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся нашими помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Список использованной литературы
- Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос.Конф. — М.,1998.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр.-метод. материалов / ред.-сост. Т. И.Оверчук. — М., 2004.
- Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.О.Зебзеева//Дошкольноевоспитание. — 1998. — № 7.
- Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.—М.,2003.
- Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н.Моисеев. — М., 1995.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. — М., 2001.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. — М., 2000.