Исследовательская деятельность в начальной школе

Автор: Сотникова Ольга Степановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 12» г. Нижнекамск Республики Татарстан
 
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников — серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

  • самостоятельного мышления;
  • решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
  • навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
  • аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель — научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
  • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
  • Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования

    1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

    а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

    б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

    2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

    3. Массовые формы

    Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

    Исследовательские работы, выполняемые учащимися:

    • воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
    • учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

    Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.

    Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

    Этап 1

    • выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик — ученик», «ученик — учитель» и т. д.;
    • анализ полученных результатов;
    • формирование коррекционных групп;
    • работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов — воображение, память, логическое мышление и т. д.);
    • рефлексия (анализ динамики изменений);
    • мониторинг.

    Этап 2

    Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

    Этап 3

    Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

    Этап 4

    Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

    Этап 5

    Итог исследовательской работы — это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

    Наши достижения:

    • I место в районном конкурсе творческих проектов учащихся «Поиск и творчество», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках Года Учителя — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Как появляется радуга?»
    • Сертификат участника в районном конкурсе творческих проектов учащихся «Поиск и творчество» — Мустафин Ринат за исследовательскую работу «Возникновение солнечной системы».
    • Сертификат участника Регионального тура Всероссийского юношеского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского «ЮНИС» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «А мамонт ли это?»
    • Диплом заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» — Газизов Тимур «Откуда появляется радуга?»
    • Диплом III степени Регионального экологического фестиваля школьников «Природа и мы» в номинации «Экология животных» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Мамонты».
    • Диплом заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Определение вида мамонта»
    • Диплом лауреата заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» — Сахапова Эльвира в секции «Из чего это сделано?» за исследовательскую работу «Как приготовить своими руками подарок в технике „Оригами“?»
    • Диплом лауреата очного этапа Республиканского конкурса «Дебют в науке» — Сахапова Эльвира за исследовательскую работу «Как приготовить своими руками подарок в технике „Оригами“».
    • Сертификаты участника Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов — Шагиева Эльвина за исследовательскую работу «Как понять своего кота?», Казамарова Дарина за исследовательскую работу «Современная жизнь старинного сарафана».
    • Пять дипломов лауреатов XVI Межрегиональных Олимпийских интеллектуальных игр учащихся школ развивающего обучения в проектно-исследовательской конференции «ЮНИС-РО» — среди 2-5 классов Газизов Тимур за работу «Откуда появляется радуга?» и за работу «Определение вида мамонта», Шагиева Эльвина за работу «Как понять своего кота?», Сахапова Эльвира за работу — «Как сделать своими руками подарок в технике „Оригами“?», Касимов Никита за работу «Возникновение солнечной системы».
    • Диплом победителя в номинации «Смелость мысли» проектно—исследовательской конференции «ЮНИС РО» XVI Межрегиональных Олимпийских интеллектуальных игр учащихся школ развивающего обучения — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Определение вида ископаемого животного на примере находки в карьере кирпичного завода».