Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
- аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель — научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы
Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
- выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик — ученик», «ученик — учитель» и т. д.;
- анализ полученных результатов;
- формирование коррекционных групп;
- работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов — воображение, память, логическое мышление и т. д.);
- рефлексия (анализ динамики изменений);
- мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы — это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Наши достижения:
- I место в районном конкурсе творческих проектов учащихся «Поиск и творчество», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках Года Учителя — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Как появляется радуга?»
- Сертификат участника в районном конкурсе творческих проектов учащихся «Поиск и творчество» — Мустафин Ринат за исследовательскую работу «Возникновение солнечной системы».
- Сертификат участника Регионального тура Всероссийского юношеского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского «ЮНИС» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «А мамонт ли это?»
- Диплом заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» — Газизов Тимур «Откуда появляется радуга?»
- Диплом III степени Регионального экологического фестиваля школьников «Природа и мы» в номинации «Экология животных» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Мамонты».
- Диплом заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Определение вида мамонта»
- Диплом лауреата заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» — Сахапова Эльвира в секции «Из чего это сделано?» за исследовательскую работу «Как приготовить своими руками подарок в технике „Оригами“?»
- Диплом лауреата очного этапа Республиканского конкурса «Дебют в науке» — Сахапова Эльвира за исследовательскую работу «Как приготовить своими руками подарок в технике „Оригами“».
- Сертификаты участника Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов — Шагиева Эльвина за исследовательскую работу «Как понять своего кота?», Казамарова Дарина за исследовательскую работу «Современная жизнь старинного сарафана».
- Пять дипломов лауреатов XVI Межрегиональных Олимпийских интеллектуальных игр учащихся школ развивающего обучения в проектно-исследовательской конференции «ЮНИС-РО» — среди 2-5 классов Газизов Тимур за работу «Откуда появляется радуга?» и за работу «Определение вида мамонта», Шагиева Эльвина за работу «Как понять своего кота?», Сахапова Эльвира за работу — «Как сделать своими руками подарок в технике „Оригами“?», Касимов Никита за работу «Возникновение солнечной системы».
- Диплом победителя в номинации «Смелость мысли» проектно—исследовательской конференции «ЮНИС РО» XVI Межрегиональных Олимпийских интеллектуальных игр учащихся школ развивающего обучения — Газизов Тимур за исследовательскую работу «Определение вида ископаемого животного на примере находки в карьере кирпичного завода».