Автор: Савенкова Лидия Кабилжановна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №9 г.Мценска
Психическое развитие детей раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов.
В методической литературе встречается широкий спектр игр и игровых упражнений по данной проблеме, которые с удовольствием используются педагогами с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра «Катится — не катится»
Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.
Оборудование: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмасовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.
Ход игры: взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Взрослый сам берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», - взрослый предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает его расположить на верхней части желобка.
При этом взрослый комментирует: «катится» (или «не катится»). В случаях затруднения позиция взрослого «за спиной ребёнка», взрослый выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойства предмета (катится или не катится).
После того, как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики не катятся.
Игра «Спрячь игрушку»
Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.
Оборудование: две коробки: одна — круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку»; другая — квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе.
Ход игры: взрослый ставит перед ребёнком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную — кубик и предлагает ребёнку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребёнком крышки за ручку тремя пальцами, пятью). При затруднениях взрослый показывает, комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку — другой, не такой, не круглой крышкой».
Игра «Поймай шарики»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, развивать зрительную ориентировку на форму предметов.
Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе, пустой маленький тазик.
Ход игры: взрослый ставит перед ребёнком таз с водой, совместно с ребёнком опускает в него шарики и кубики и предлагает выловить сачком только шарики: «Поймай только такие (показывает шарик), Поймай шарик». После того, как ребёнок достанет шарик, он кладёт его в пустой маленький тазик. По окончании игры взрослый обобщает действие: «Здесь все такие — шарики, а в воде остались не такие — кубики».
Игра «Прокати шарик через ворота»
Цель:закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.
Ход игры: Взрослый и ребёнок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребёнку катить шарик к нему через ворота. В случаях затруднения взрослый переходит к совместным действиям с ребёнком. После чего ребёнку предлагается выполнить задание самостоятельно.
Игра «Спрячь шарик в ладошку»
Цель:вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом действия с ними, ориентировку на свойство — величину.
Оборудование: шарики одного цвета и двух размеров.
Ход игры: взрослый берёт большой шарик, показывает ребёнку и говорит: «Спрятать в ладошку не удаётся, он большой, его видно. Надо взять другой, такой (показывает маленький). А этот спрятали. Найди такой же, спрячь его в ладошку. Какой там у тебя шарик?» По окончании игры взрослый обобщает: «Такой, маленький, шарик можно спрятать в ладошку, большой — не спрячешь».
Игра «Вставь яблочки»
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.
Оборудование: деревянная доска с тремя прорезями, в прорезях находятся яблочки.
Ход игры: взрослый показывает ребёнку доску, обращает его внимание на яблочки и говорит: «Возьми себе яблочки, вынимай их». После чего взрослый обращает внимание ребёнка, что на доске остались прорези (дырочки), предлагает ему вставить яблочки в свои дырочки.При затруднениях используются совместные действия. Взрослый показывает ребёнку, как пользоваться методом проб: «Сюда не подходит, яблочко — большое, а прорезь (дырочка) — маленькая, надо искать большую. Сюда вставили яблочко, дырочка и яблочко большие».
Игра «Дорожки для неваляшек»
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).
Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (жёлтого и красного цвета).
Ход игры: взрослый просит ребёнка выложить дорожку для жёлтой неваляшки, а затем — для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: жёлтая неваляшка идёт по жёлтой дорожке, красная — по красной дорожке.
Игра «Красный цветочек»
Цель: учить воспринимать и выделять из окружающей среды растение — цветок.
Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребёнка за растением — цветком, обращает внимание на то, что цветок растёт на земле, цветёт, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок в группу и поставить в вазу. После наблюдений на прогулке взрослый показывает цветок комнатного растения, предлагает ребёнку полить его, понюхать. Потом ищет с ребёнком изображение цветка на картинке.