Игровые технологии в системно-деятельностном подходе (моделирование реальной действительности)

Автор: Кошурникова Татьяна Андреевна, учитель географии МАОУ «Гимназия № 1» г. Пермь
 
Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет функции:

  1. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
  2. коммуникативную;
  3. самореализации через практику деятельности;
  4. игротерапевтическую — преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. развлекательную.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  1. роли, взятые на себя играющими;
  2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
  3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  4. реальные отношения между играющими;
  5. сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

География как школьный предмет открывает учителю широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 6 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.

Приведем некоторые примеры чаще всего используемых географических игр:

  • «Занимательная география» — кроссворды, чайнворды, загадки, шарады... — это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания.
  • «Своя игра» — по образцу телевизионной игры выделены темы, и сложность вопроса измеряется в баллах, учащиеся сами выбирают тему и степень сложности вопроса.
  • «Географическая эстафета» — игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду.
  • «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с картой, когда учащиеся показывают указанные на карточке объекты, а «хронометрист» — другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся
  • «Третий лишний» — игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения.
  • «Найди географическую ошибку» — учитель составляет подборку географических объектов, у которых неправильно указывает их географическое значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
  • «Географическая почта» — игра на распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по материкам, странам и т.д.
  • «Логическая цепочка» — игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон — Темза, Санкт- Петербург — Нева, Рим — Тибр, Берлин -...?
  • «Что не принадлежит России (Европе, Океану и т.д.)» — игра тренирует память и зрительное восприятие карты, позволяет выделить объекты, не находящиеся в данном географическом регионе, может легко проводиться в соревновании между группами.
  • «Продолжи фразу» — игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку, продолжают фразы указанием термина.
  • «Угадай контур» — игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски.
  • «Собери карту» — игра, позволяющая проводить соревнования между группами в классе и одновременно тренировать умение работы с географической номенклатурой.
  • «Пентагон» — в ходе этой игры ученик определяет объект по определенным признакам, учитель называет сначала малоизвестные особенности, а затем приводит все более характерные.
    Пример: Определить природную зону.
    1. В этой природной зоне растения имеют жесткие блестящие листья;
    2. В этой природной зоне наблюдается хорошая видимость;
    3. Грибы здесь выше деревьев;
    4. Обитают животные: песцы, белые куропатки, лемминги;
    5. Из растений преобладают мхи и лишайники. Ученик получает 5 баллов, если ответил сразу на 1 вопрос и т.д.

Деловая игра является одним из видов имитационных игр. Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, многоэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Здесь действия участников разыгрываются по особому «сценарию», моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие стороны общественной жизни в учебной аудитории. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство таких игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного материала и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем, но дают обучаемым опыт коллективного принятия решений.

Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта.

Экологическая игра «Создание проекта экологического поселения»

Цель: Создать мини-проект безопасного поселка, проживание, в котором не повлияет на обитающих недалеко бобров.

Задачи:

  • Проверить способность учащихся применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации.
  • Формировать умение учащихся выявлять факторы, влияющие на размещение социальных и хозяйственных объектов.
  • Формировать экологическую культуру у учащихся.
  • Развивать коммуникативные способности

Оборудование: проектор, интерактивная доска Smart `Board, ноутбуки

Программное обеспечение: игровое поле создано в программе Smart Notebook

Вступление учителя: 2013 год — год охраны окружающей среды.

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом
Думать неохота
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше окружающей среды

Как вы думаете, почему я начала со строк этого стихотворения?

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Мы часто ведем себя как хозяева природы, забывая о том, что мы всего лишь часть природы.

Как влияет деятельность людей на природу? Как человек может создать гармоничное проживание в природе? Мы узнаем в ходе игры.

Сегодня вы выступите в роли архитекторов. Вам необходимо создать наиболее безопасный поселок, который в меньшей степени повлиял бы на окружающую природу. Необходимо сохранить место обитания бобров. На уроках географии мы изучали факторы размещения различных предприятий, какой вред наносят некоторые предприятия окружающей среде. При размещении хозяйственных объектов вы должны выявить те, которые наносят вред природе и правильно их разместить. При создании проекта необходимо учесть и особенности расположения природных объектов. Учитель биологии вам подготовила справку о среде обитания бобров. В ходе подготовки вы можете использовать Интернет и любые источники информации.

Перед вами будущая строительная площадка, на которую вам нужно поместить жилые дома, социальные и хозяйственные объекты рационально и безопасно для природы. Вы создаете проект. Проект имеет следующие этапы:

  1. Проблематизация
  2. Целеполагание
  3. Подготовительная работа
  4. Выполнение проекта
  5. Представление проекта
  6. Вывод
  7. Рефлексия

Оценивать ваши проекты будет приемная комиссия.

Чему вас научила экологическая игра?

Деятельность человека значительно влияет на природу. Скоро вы станете взрослыми, будете строить дороги, заводы, рудники. Каждый из вас должен быть ответственным за свои дела.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.