Автор: Азанова Лариса Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Кукетская СОШ»
При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определение понятия оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формирующее оценивание, безусловно, это индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося.
Если принять во внимание, оценивание по мнению авторов статей о формирующем оценивании, представляет собой комплексный процесс по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
На наш взгляд, при таком оценивании есть положительные моменты. Учащиеся вовлекаются в процесс понимания, что будет оцениваться и по каким критериям; имеет возможность пересдать, досдать; каждый ученик работает со своими пробелами (а не общими), отсутствует ситуация, что ученик не знает, за что снижена оценка, отсутствует ситуация получения разных оценок за одинаковую работу.
Но есть и отрицательные моменты. Это большие трудозатраты для учителя, сложности в выработке прозрачных критериев, дети не умеют брать на себя ответственность за учёбу (их придётся приучать). Если мы хотим (а мы хотим) сегодня сделать учеников нашими союзниками в обучении, если мы хотим научить детей учиться, если мы хотим сделать обучение осмысленным для учащихся — мы должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания. Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения. Пусть ученик оценивает достижение результата. Пусть ученик совместно с учителем вырабатывает критерии оценки достижений. Оценка учителя не должна нести карательную функцию. Учитель должен оценивать, для того чтоб улучшать результаты, но не для того, чтоб «поймать» на незнании. Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение. Учителю непросто перестроиться. Ученикам непросто научиться быть ответственными за себя. Но мир меняется — и мы должны успевать.
Считаю, что система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.