Интегрированный урок как одна из форм нетрадиционного образовательного процесса в современной школе
Республика Саха является поликультурным регионом с представителями более 120 национальностей, с высоким уровнем межэтнической толерантности и национальным согласием. В республике функционируют 2 государственных языка – русский и якутский, 5 официальных языков (эвенский, эвенкийский, чукотский, юкагирский, долганский) и иностранные языки.
Одна из проблем в российской школе – соотношение и взаимодействие родной и русской культур в содержании образования. В решении этой проблемы образование сталкивается с двумя опасностями. Это - превознесение только одной культуры и пренебрежение своеобразием и неповторимостью отдельных национальных культур.
В «Концепции школьного языкового образования РС(Я)» в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названо культуроведческое обогащение учащихся: от идентификации с родной культурой к приобщению к культуре народов РС(Я), РФ и мирового сообщества.
Национальная школа – это школа «диалога культур», цель которой – формирование двуязычной (билингвальной) и бикультурной личности, сопрягающей родную и русскую культуры; обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием [2, с. 4]. Этим и определяется актуальность работы.
В основе школы диалога культур лежат идеи М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, положения В.С.Библера о философской логике культуры.
Литература, литературное образование являются частью культуры и играют большую роль в воспитании личности. Изучение родной, русской, зарубежной литературы имеет свои задачи, но использование знаний, умений и навыков по одному из них помогает глубже понять другую.
Родной язык и родная литература являются духовным ядром этнического менталитета, основой национального самосознания. Русский язык является языком межнационального общения и занимает центральное место в системе гуманитарного образования учащихся школ сродным языком обучения. По мысли К.Д.Ушинского, обучение детей родному языку имеет 3 цели: развитие той врожденной душевной способности, которую называют «даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и объяснение им «логики этого языка…»
Изучая русский язык и литературу, ученик сопоставляет, переводит ментальность русского народа в образы родной культуры, благодаря чему происходит реализация диалога культур в практике образования.
Одним из перспективных подходов к совершенствованию литературного образования в школе считаются интегрированные уроки.
Более точно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства — синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Автор: Павлова Лидия Николаевна
Преподаватель русского языка и литературы Якутского хореографического Колледжа имени Посельских город Якутск РС(Я)
Дата публикации: 23.10.2015