Ведение уооков математики в 5 классе в условиях перехода на ФГОС
В системе Российского образования последние годы происходит множество изменений. 8 апреля 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена Примерная основная образовательная программа основного общего образования. А 7 августа 2015 года в Письме Министерства образования и науки РФ представлены «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО». В свете данных документов наша школа начала переход к преподаванию в соответствии с ФГОСами.
МБОУ СШ №10 города Чехов Московской области - школа очень молодая. К счастью всех жителей микрорайона «Губернский» города Чехова наша школа была торжественно открыта 2 сентября 2013 года.
Период становления всегда очень сложный. Но на сегодняшний день руководство школы – это профессиональная достойная команда, которая работает на радость всех наших учеников и их родителей.
Я являюсь учителем математики этой школы, а также являюсь социальным педагогом. И в 2015-2016 учебном году мне выпала честь принять три пятых класса, которые явились первопроходцами в переходе школы к преподаванию с учетом Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов.
Работая в непростых условиях, я столкнулась с рядом проблем, решением которых занимаюсь ежедневно. Буду рада, если кто-то найдет для себя что-то полезное.
Понятно, что переход от методов традиционного обучения к современным требует определенных условий, которые обеспечат полноценное обучение учащихся, а главное, получения учениками всех тех учебных действий и навыков, которые предусмотрены ФГОС.
Хочу рассказать о конкретных приемах на уроках математики, которые я смогла реализовать в предлагаемых условиях, и которые, по моему мнению, соответствуют ФГОС.
В настоящее время в моем кабинете нет интерактивной доски, но есть много пустых стендов, доска, много шкафов. А также есть компьютер с интернетом, принтер, цветная бумага и цветной мел. Все это может быть доступно в любой момент.
Первое, о чем я позаботилась чтобы сменить традиционный подход к обучению на современный, – это проверка результатов. Реальная возможность привлечь всех учащихся в этот непростой процесс – это дать возможность самим проверить свою работу или произвести взаимопроверку. Поначалу данная работа была очень непростой, так как многие дети не доверяли друг другу, в каждом шаге видели лукавство и хитрость со стороны товарища. Но когда я обратила внимание на то, что любая хитрость будет лежать на совести того, кто схитрил, упражнения на вычисления превратились в настоящую «честную игру». Со временем дети стали более ответственно относиться к своим поступкам, желание списать или найти готовый ответ постепенно пропала. Замечу, что формирование у учащихся общечеловеческих качеств - это неотъемлемая часть перехода к современному обучению.
Самый простой пример работу с самопроверкой – это работа по карточкам. Здесь «играю» с цветом бумаги. На белой бумаге – карточки с заданиями, например, примеры на умножение «столбиком». На ярко розовой или оранжевой бумаге – правильное решение. Причем все карточки выдаю сразу. На белых карточках дети выполняют вычисления, розовые лежат рядом - вниз лицевой стороной. Великий соблазн списать. Но каждый раз меняю форму – самопроверка или взаимопроверка. Конечно, объем подготовки к урокам увеличивается. Но ведь это стоит того!
Еще один их важнейших моментов отличия традиционного урока от современного - это домашнее задание. Иногда даю здание по выбору. Здесь игра с цветным мелом. Главное, чтобы дети четко знали – красный мелом записаны обязательные задания, синим – задания по желанию, зеленым – по выбору.
Такая возможность дает детям уверенность в причастности к уроку в целом. Ведь он творец.
Достаточно увлекательным стал процесс подготовки различных проектов в конце изучения раздела. В 5 классе таким проектом стал «Геометрические фигуры в окружающем мире». Детям предложено проявить фантазию и смастерить модель предмета или животного из геометрических фигур. Поверьте, такие задания учащиеся выполняют с удовольствием, тем более это дает возможность красочно и интересно оформить класс или выставку в школе.
Автор: Соловейкина Елена Владимировна
учитель математики МБОУ СШ №10 г.Чехова Московской области
Дата публикации: 21.10.2015