Интеграционный процесс как одно из продуктивных направлений в формировании и развитии физических и личностных качеств детей с ОВЗ
Физическая культура в современном понимании – это единство развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, способ жизни и способ развития целостной личности.
Содержание образования в области физической культуры включает не только физическую подготовку ученика, но и образованность в области физического воспитания, т.е. овладение средствами и методами совершенствования своего тела, знание строения человеческого организма, умение применять и обосновывать средства и методы укрепления и сохранения здоровья. Отмечу особую актуальность интеграции дисциплин физического воспитания и других предметов.
Интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей, которым присущи значительные и разнонаправленные возможности. Здесь происходит объединение знаний, формируются умения переноса знаний из одной отрасли в другую. Это выступает стимулятором познавательной деятельности у учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания. Объединяя научные знания по различным учебным дисциплинам, интеграция высвобождает учебное время, которое можно использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении, позволяет вычленять главные элементы содержания образования, предусматривать развитие системообразующих идей, понятий, приёмов учебной деятельности. С помощью интегрированного урока учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Для воспитания у детей подлинной физической культуры с широким пониманием её сути и закономерностей недостаточно одних только физических упражнений. Вопросы повышения интереса к предмету, осознанность усвоения специальных знаний, формирование физических и личностных качеств, умений и навыков по предмету "Физическая культура" тесно связаны с интеграцией знаний, осуществлением межпредметных связей.
Разнообразны формы интеграции естественнонаучных и спортивных дисциплин при изучении легкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр. Чтобы овладеть техникой бега и других спортивных движений, необходимо знать группы мышц и развивать их специальными упражнениями, применяя знания анатомии. Физиология и гигиена физической культуры и спорта служат основой для построения урока физического воспитания, учебно-тренировочного процесса, нормирования физической нагрузки в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся.
Одной из форм развития познавательного интереса является интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием математики, биологии, географии, истории, социально-бытовой ориентировки и других предметов.
Так, обучая учащихся прыжкам в длину с места, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления препятствий, способы развития скоростно-силовых качеств и другие) опираемся на знания по математике (измерение длины прыжка в метрах и сантиметрах). Помимо того, что эти знания дополняют теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся. С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), расчёт по порядку номеров (числовой ряд), перестроение в колонну по два, по три (параллельные прямые), в круг (геометрические фигуры) и т.д.
Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. В теоретическом разделе физического воспитания использую следующую тематику: «Движение – это жизнь», «Сохранение здоровья человека и профилактика болезней», «Значение физических упражнений для формирования скелета мышц человека», и др.
Интегрированный урок истории и физической культуры создаёт представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции, знакомит учащихся с первыми спортивными традициями.
Интеграция географии и физкультуры способствует формированию картографических способностей школьников, умению ориентироваться на местности, знакомит с играми народов мира, воспитывает природоохранное и экологическое сознание.
На открытом занятии «Путешествие в Сказкоград» прослеживалась межпредметная связь физкультуры и литературы. Большая подготовительная работа учителей начальных классов и библиотекаря позволила провести интересное мероприятие с использованием русских народных сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Интеграция социально-бытовой ориентировки и физического воспитания прослеживается в разделах «Личная гигиена учащихся», «Пагубное влияние курения и алкоголя», «Закаливание организма». И так можно рассматривать каждый предмет. А казалось бы, как можно связать физкультуру с другим предметом.
Такая форма работы позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию и развитию не только физических, но и личностных качеств у учащихся, воспитанию устойчивого интереса к уроку.
Спортивная деятельность как средство интеграции детей с ОВЗ в общество.
Как известно, физическое воспитание в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ОВЗ к самостоятельной жизни и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество.
Анализ существующих ранее форм и методов в аспекте физического воспитания показал, что они не в полной мере и не всегда приносят желаемого результата. Проблема заключалась в замкнутости системы спортивно-оздоровительной работы школы-интерната, недостаточного взаимодействия с другими образовательными учреждениями, т.е. социальной изоляции.
В 2002 году в Ставрополе начала действовать «Краевая Спартакиада», направленная на категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка и участие детей в спартакиаде – это эффективная форма работы не только занятости детей во внеурочное время, но и, безальтернативное средство социальной адаптации и интеграции их в общество.
На протяжении восьми лет мы участвуем в этой программе, и добились значительных результатов, как в качественном, так и в количественном отношении. Проводя мониторинг заболеваемости ОРЗ среди воспитанников, был сделан вывод, что по сравнению с 2004 годом численность заболевших за 8 лет снизилась на 30%. Сократилось число побегов. У детей изменились приоритеты, лидерами становились ребята, отличившиеся в спорте. Участвуя в спартакиаде, ребята занимали призовые места. В 2010 и в 2012 году учащиеся заняли 1 место.
В краевых соревнованиях существует специфика их проведения. Это соревнования равных среди равных. Одна из психологических характеристик наших подопечных звучит так: “Эмоции упрощены”, “мало дифференцированы”. Но когда наши ребята получают награды, а это в их жизни наивысшие достижения, они переживают богатейшую гамму эмоций. Это и гордость - “моя победа”, и смущение - “на меня все смотрят”, и сожаление, что “все закончилось”. Для ребят это не просто игра, а для нас всех это не просто работа, – это их жизнь, по–своему яркая и неповторимая. Такие откровенно искренние положительные эмоции трудно испытать обычному человеку, но их чрезвычайно приятно видеть и разделять.
Кроме того, школа-интернат - это закрытое учреждение с постоянным контингентом и укладом жизни, а подготовка к соревнованиям и участие в них стало дополнительной возможностью увидеть другой мир, расширить круг общения. Дети заводят друзей из других учреждений, ждут новых встреч. И поэтому очередные соревнования дети ждут, и считают дни до их начала. Где еще в своей жизни, наши воспитанники, смогут продемонстрировать свои достижения такому количеству зрителей. Соревнования пользуются большой популярностью среди болельщиков, в том числе обычных здоровых людей. Где еще как не на этих соревнованиях зрители увидят достижения детей с проблемами здоровья. А дети смогут ощутить на себе внимание, заботу и уважение не только своих педагогов и воспитателей, а совершенно чужих для них людей. Спартакиада проходит в Краевой детско-юношеской спортивной школе на лучших спортивных сооружениях с привлечением СМИ.
Актуальность использования данной формы организации спортивной деятельности заключается в том, что участвуя в совместных коллективных действиях за пределами школы, наши воспитанники приобретают опыт социальных отношений и преодолевают существующий барьер в общении со своими сверстниками.
Создание единого физкультурно-оздоровительного пространства дает нашим воспитанникам возможность развивать физическую форму, проявлять мужество, испытывать радость побед. Через занятия спортом и участие в соревнованиях, им предоставляется возможность адаптироваться к жизни в обществе, стать полноценным гражданином, а также помочь обществу принять их на условиях понимания и уважения. Спорт учит самодисциплине, заботиться о себе, гордиться собой.
Автор: Кучеренко Ольга Георгиевна
Учитель физического воспитания ГКС(К)ОУ "Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида"
Дата публикации: 14.10.2015