Развитие слуха в игре у младших дошкольников

Сурдопедагоги, воспитатели и учителя всё более убеждаются в значимости развития остаточного слуха с самого раннего возраста. Известно, что успех усилий в развитии речи глухих и слабослышащих детей связан с использованием даже небольших остатков слуха. Развитие речи требует много времени, терпения и любви.

Любой навык у ребёнка вырабатывается тем легче, чем раньше стали его этому обучать. Раннее развитие слуха облегчает и ускоряет понимание речи. Предпосылкой для быстрого формирования понимания речи в раннем возрасте, при условии, что интеллект у ребёнка нормален, является наличие двух каналов восприятия: зрительное (чтение с губ) и слуховое. При этом остаточный слух становится опорой.

Усвоение и совершенствование звуковой стороны слова происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности. Основным видом деятельности у малышей является игра. В ходе игры ребёнок овладевает определёнными знаниями и совершенствует свой опыт. Игра готовит малышей к переходу следующей более высокой ступени развития. А также создаёт благоприятные условия для развития и совершенствования движений детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствует моторное развитие, формирует дружеские отношения между детьми, развивает логическое мышление, внимание и воображение.

Проведение игр направленных на развитие слуха, является главной частью коррекционно-воспитательного процесса в специальном детском саду. Развитие слухового восприятия идёт, как известно, по двум направлениям: развитие восприятия обычных (не речевых) звуков и речевых звуков (формирование фонематического слуха). Не речевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение не речевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идёт звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять своё местонахождение, направление движения. Все звуки могут определяться только на слух или на слух с опорой на зрение. Что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Развитие восприятия не речевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука, к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям. При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного к чисто слуховому. Слухозрительное восприятие слова это такое восприятие, когда ребёнок не только слышит голос, но и видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребёнок слышит название предмета и видит сам предмет. Этот процесс является не полноценным слуховым восприятием, а лишь различением.

Этот файл скачали 25 раз.
Автор: Бурдина Марина Николаевна
Воспитатель ГКС(К)ОУ РМ
Дата публикации: 27.01.2015
Публикация в сети: 2015-01-27
Просмотр материала на Яндекс Диске